Русские британцы или Мифический Лондонград

Велкам ту Раша или Какая Россия нам нужна?

"Недоучрежденное" государство РФ

Кем заселить Россию?

партнеры   сотрудничество   контакты   поиск  
НАРОДЫ РОССИИ

   Новости    СМИ    Публикации    Анонсы    Документы    Персоналии    Символика    Народы    Форум

 ПОИСК ПО САЙТУ
 РАССЫЛКА
 АВТОРЫ
Сергей Миронов

Сергей Миронов

 СООБЩЕСТВО

 МОНИТОРИНГ СМИ

обсудить в форуме

22 декабря 2008

Новый облик России

На вопросы "Красной звезды" отвечает Председатель Совета Федерации Федерального Собрания РФ Сергей Миронов

– Сергей Михайлович, Совет Федерации готовится отметить 15-летний юбилей. Какими были эти годы для палаты представителей российских регионов? Что удалось сделать?

– Скажу прямо, это был непростой период. Думаю, вы согласитесь со мной, что в историю нашей Родины он войдет как один из наиболее сложных и противоречивых. Именно на эти 15 лет приходится и время глубочайшего системного кризиса, и начало возрождения великой державы, возвращения ею утраченных позиций в мировой политике.

Естественно, наша палата не оставалась в стороне от перипетий времени. За прошедшие годы, полностью находясь в рамках конституционной модели, трижды менялся конкретный порядок формирования Совета Федерации: он стал самым реформируемым органом государственной власти. В Послании Президента РФ Федеральному Собранию от 5 ноября 2008 года заявлено принципиальное уточнение порядка формирования нашей палаты. 9 декабря соответствующий законопроект был внесен в Государственную Думу.

Однако на протяжении всей своей истории Совет Федерации оставался палатой стабильности и ответственности. Не раз нам приходилось в жесткой форме отстаивать позиции регионов страны, права и интересы граждан. Так было и по вопросам поддержки отечественного сельского хозяйства, и когда мы четко высказались против частной собственности на леса в России, и при доработке закона "О недрах", и в вопросе о признании задолженности государства по капитальному ремонту жилого фонда, и при внесении принципиальных изменений в Федеральный закон "О государственном пенсионном обеспечении" по ряду категорий пенсионеров, и по Водному кодексу, когда речь шла об общественном пользовании водоемами, и в ряде других случаев.

Из последних примеров реализации Советом Федерации своих полномочий приведу недавний кризис на Кавказе. Хочу напомнить, что именно наша палата оперативно отреагировала на грузинскую агрессию и обратилась к Президенту Российской Федерации с предложением признать независимость Южной Осетии и Абхазии.

– Верхняя палата российского парламента не раз заявляла, что будет уделять пристальное внимание национальным проектам. Что конкретно делается для их продвижения и реализации сенаторами?

– Приоритетные национальные проекты направлены на реализацию положения Конституции России о социальном характере нашего государства, "политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека".

Совет Федерации как палата регионов постоянно отслеживает ход реализации национальных проектов на местах, содействует их информационному освещению. Эта работа ведется также и в рамках Совета законодателей – консультативного органа по взаимодействию нашей палаты с регионами, в который входят руководители законодательных органов власти субъектов Российской Федерации. Налажено конструктивное взаимодействие с органами исполнительной власти, прессой, предпринимателями. Вопросы реализации нацпроектов рассматриваются в рамках "Правительственного часа", парламентских слушаний и "круглых столов", а также выездных заседаний комитетов и комиссий Совета Федерации. Во всех этих мероприятиях активное участие принимают члены Совета Федерации, которые представляют конкретные регионы. Такое сотрудничество делает работу по продвижению нацпроектов более эффективной, помогает находить пути решения острых проблем, отслеживать региональные особенности.

Начиная с 2009 года реализация приоритетных национальных проектов планируется в рамках государственных программ, в которые они будут переформатированы. Средства на эти программы уже заложены в федеральном бюджете. Соответствующий закон был принят Советом Федерации и подписан Президентом России в ноябре текущего года.

– В последнем Послании Президента России Дмитрия Медведева Федеральному Собранию прозвучало предложение: Совет Федерации должен формироваться только из числа лиц, избранных в представительные органы власти, и депутатов местного самоуправления соответствующего субъекта Федерации. К чему приведет очередная реформа палаты?

– Для нас, членов Совета Федерации, эта часть Послания, безусловно, представляет особый интерес. Как вы знаете, я всегда выступал за включение выборных механизмов в формирование Совета Федерации, поэтому инициатива президента мне представляется полезной и нужной.

9 декабря президент уже внес в Государственную Думу законопроект "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с изменением порядка формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации".

В соответствии с этим законопроектом вносятся изменения в ряд статей федерального закона "О порядке формирования Совета Федерации", а также в закон "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации". В случае принятия данный федеральный закон вступит в силу с 1 января 2011 года. Это принципиально важно. Нам необходимо сохранить кадровый потенциал Совета Федерации.

В Послании Президента выражена уверенность, что изменение порядка формирования нашей палаты приведет к тому, что "в Совете Федерации будут работать граждане, прошедшие процедуру публичного избрания, имеющие опыт работы с избирателями и представляющие не только органы власти субъекта Федерации, но – самое главное – непосредственно его население". Полностью разделяю позицию нашего президента.

– Совет Федерации – ровесник действующей Конституции. Как согласуются с ее нормами предложения об увеличении сроков полномочий главы государства и депутатов Государственной Думы?

– Прошедшие 15 лет доказали стабильность нашего Основного закона. За это время в Конституцию вносились только изменения, связанные с образованием в составе Российской Федерации новых субъектов или изменением их названий.

Что касается названных поправок, то они вносятся в соответствии с Федеральным законом "О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации", принятым еще в 1998 году. Этот закон предусматривает возможность внесения поправок в главы 3-8 Конституции. Они не затрагивают основ конституционного строя, прав и свобод человека и гражданина, то есть положений глав 1 и 2 Конституции.

– Борьба с коррупцией и бюрократией – едва ли не главные темы дня. Как бороться с этим в современных условиях? И не ставим ли мы телегу впереди лошади, ведь взятки – следствие засилья чиновников всех мастей, осуществляющих распорядительные, разрешительные и прочие функции?

– Мне ваш вопрос не совсем понятен. Надо полагать, что речь идет о бюрократизме как процессе отрыва управленческого аппарата от насущных потребностей общества и первоначально поставленных перед ним целей. Помните, еще В.В. Маяковский писал: "Я волком бы выгрыз бюрократизм, к мандатам – почтения нету..."

Бюрократия же – это способ государственного управления со строгой иерархией, четким разделением труда, обезличиванием служащих и набором формальных правил и стандартов при выполнении чиновниками своих обязанностей.

Я понимаю, что слово "бюрократия" несла и несет в России негативный оттенок. Обычно она ассоциируется с канцелярской волокитой, плохой работой, бесполезной деятельностью, многочасовыми ожиданиями в очереди для получения справок, бездушием и безразличием чиновников к нуждам граждан. Но коррупция только частично соотносится с бюрократией, это более широкое понятие. Она проникла во все сферы жизни нашего общества, а не только в государственное и муниципальное управление. Достаточно фактов коррупционных проявлений в армии, системах образования и здравоохранения, жилищно-коммунальном хозяйстве, даже в общественных и международных объединениях. Да и сводить коррупцию только к взяткам было бы слишком упрощенно.

Именно поэтому по поручению Президента России Д.А. Медведева был разработан Национальный план противодействия коррупции. В нем содержатся первоочередные меры комплексного характера для борьбы с этим злом. Отдельные его положения нашли свое отражение в проектах антикоррупционных законов, которые находятся на рассмотрении в Государственной Думе.

К тому же не надо забывать, что не все государственные и муниципальные служащие – взяточники. Большинство чиновников честно исполняют свой служебный долг. Поэтому пренебрежительный оттенок к этой категории управленцев не совсем уместен.

Считаю, что сделан первый и решительный шаг: борьба с коррупцией возведена в ранг государственной политики. Главное – борьба начата не с последствиями коррупции, а с ее причинами. По-моему, всем уже стало ясно, что это не кампания-однодневка, пошумели и забыли, а долгосрочная, кропотливая, тяжелая работа.

– Сергей Михайлович, глава государства утвердил новую конфигурацию облика Вооруженных Сил страны. Каким вам видится будущее Российской армии?

– Будущее Российской армии видится в соответствии с решениями Президента Российской Федерации Дмитрия Анатольевича Медведева, которые должны быть выполнены в Вооруженных Силах до 2020 года.

С приданием Вооруженным Силам нового облика они укрепят боевую готовность, станут более мобильными, оснащенными новейшими образцами вооружения и военной техники с хорошо подготовленным и социально защищенным личным составом.

Мы надеемся, что наша армия, имея в своем составе соединения и части постоянной боевой готовности, будет способна адекватно реагировать на любые военные угрозы Российской Федерации.

Военное строительство – разновекторный и многоуровневый процесс. Именно поэтому Совет Федерации уделяет самое пристальное внимание вопросам укрепления Российской армии.

Планируемые изменения в Вооруженных Силах рассматривались на выездном заседании нашего Комитета по обороне и безопасности, которое проходило 16 декабря в Министерстве обороны. 17 декабря члены Совета Федерации в ходе 236 заседания на "правительственном часе" заслушали подробный доклад министра обороны Российской Федерации А.Э. Сердюкова о формировании нового облика Вооруженных Сил Российской Федерации. Министру было задано много вопросов. Хочу надеяться, что наши предложения и пожелания по оснащению армии новейшей техникой и по социальной поддержке военнослужащих будут учтены при проведении реформы.

– Вы много времени и внимания уделяете так называемому "детскому" вопросу: образованию, борьбе с беспризорностью, поддержке юных талантов. Даже являетесь шефом-попечителем кадетских корпусов России. Какое поколение придет нам на смену, в чьих руках окажется страна завтра?

– Каким я вижу будущее поколение? Это должны быть образованные, талантливые, профессионально подготовленные люди. Их мировоззрение будет основано на гуманистических и духовных ценностях человечества и отечественной культуры, патриотизме и гражданственности. Только таким людям можно доверить будущее страны.

Именно поэтому я считаю, что в настоящее время поддержка молодежи, помощь детям, попавшим в трудную ситуацию, являются задачами не менее важными, чем военная безопасность страны или развитие экономики.

Проблемами детей и молодежи у нас в Совете Федерации занимаются Комиссия по делам молодежи и туризму, Комитет по социальной политике и здравоохранению, различные координационные и совещательные органы.

Лично я руковожу Федеральным попечительским советом над кадетскими корпусами, суворовскими и нахимовскими училищами, патронирую Общероссийское общественное движение "Российский союз за здоровое развитие детей".

Считаю, что сегодня нам необходимо законодательно обеспечить развитие системы ранней профилактической и восстановительной работы с семьями риска. Нельзя ждать, пока семья окончательно разрушится. А потом отправлять ребенка в замещающую семью или интернат, а родителей лишать родительских прав. Выявлением и работой с семьями из группы риска должны заниматься все учреждения, которые обеспечивают образование и развитие ребенка, включая детсады, школы, детские поликлиники, учреждения внешкольного образования, комиссии по делам несовершеннолетних и другие учреждения.

Одновременно необходимо сокращать число детей в государственных интернатных учреждениях, развивать институт замещающих семей. Следует законодательно обеспечить предварительную подготовку и консультативное сопровождение со стороны органов опеки и попечительства усыновителей, опекунов и приемных родителей, патронатных семей.

В целях обеспечения ранней диагностики заболеваний и формирования здорового образа жизни у детей необходимо ввести обязательную диспансеризацию в школах и вузах, создавать инфраструктуру здорового образа жизни по месту жительства и учебы ребенка.

Для обеспечения защиты прав и интересов детей нам необходимо учредить ювенальную юстицию и институт Уполномоченного по правам ребенка в Российской Федерации, сделать все для духовной и информационной безопасности детей и подростков.

Необходима последовательная государственная молодежная политика и соответствующий федеральный закон, в котором должны быть прописаны обязанности государства по отношению к молодежи.

В этом – наша ответственность перед будущим. Государство, которое не заботится о молодом поколении, не имеет будущего. Ведь дети и молодежь – это наш главный инновационный потенциал. И не случайно следующий год объявлен Президентом России Годом молодежи.

– Однажды вы сказали: "У десантников есть два девиза: "никто кроме нас" и "всегда вместе", – ими должен руководствоваться каждый настоящий политик". Хватает ли стране настоящих политиков?

– Я уверен, что в каждом политике наряду со стратегическим видением и волей должно быть нравственное начало. Нравственность политика выражается в ответственности и понимании того, что больших целей в политике можно достичь только коллективно. Поэтому для политика, как и десантника, эти девизы – важные слагаемые успеха.

У нас немало таких политиков, в том числе, высшего звена. Они обладают чувством локтя, которое позволяет успешно выполнять общие задачи. Известным всем примером могут служить четкие и слаженные действия Президента России Дмитрия Анатольевича Медведева и Председателя Правительства Владимира Владимировича Путина во время недавних событий в Южной Осетии и Абхазии, а также при решении целого ряда других вопросов.

Отмечу, что в последние годы на федеральном и региональном уровнях число ответственных и профессиональных политиков растет. Их работа нацелена не на узкопартийные и личные интересы, а на улучшение качества жизни всех граждан России. Это обстоятельство позволяет с оптимизмом смотреть в будущее.

Беседовал Виталий Денисов

Дата: 20.12.08

Источник: Красная звезда


НАРОДЫ РОССИИ  Цитирование и перепечатка приветствуются
 при гиперссылке на сайт "НАРОДЫ РОССИИ" (www.narodru.ru).
Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Яндекс цитирования