Русские британцы или Мифический Лондонград

Велкам ту Раша или Какая Россия нам нужна?

"Недоучрежденное" государство РФ

Кем заселить Россию?

партнеры   сотрудничество   контакты   поиск  
НАРОДЫ РОССИИ

   Новости    СМИ    Публикации    Анонсы    Документы    Персоналии    Символика    Народы    Форум

 ПОИСК ПО САЙТУ
 РАССЫЛКА
 АВТОРЫ
Михаил Диунов

Михаил Диунов

 СООБЩЕСТВО

 ПУБЛИКАЦИИ

09 апреля 2007

Михаил Диунов

Проблемы национально-культурного развития России

В моей последней статье я уже поднимал тему решения проблемы национальных автономий в России с точки зрения задач административно-государственного строительства. Теперь пришло время разобраться с задачами национально-культурной автономии в будущей России. Очевидно, что Российская федерация это государство переходного типа и это признает даже руководство страны. Созданная из имеющего статус псевдо-государственного образования, части Советского Союза – РСФСР, современная Россия должна пройти период трансформации в государство современного типа или она будет обречена на игру вторых ролей на всемирной сцене. Распад СССР не оставил для России другого способа пройти переходный период и теперь, когда он завершается, вызовы которые ставит перед Россией цивилизация, неизбежно ведут к изменению государства. Одной из важных составляющих трансформации станут изменения федеративного устройства нашей страны.

В чем выразятся эти изменения в области национальных культур? Для начала обозначим то, на что должна рассчитывать русская культура, носителем которой является народ, составляющий абсолютное большинство населения РФ. Русский язык должен без ограничений использоваться на территории федерации во всех областях государственной системы. Все делопроизводство на территории России, независимо от региона, даже обладающего национальной автономией, должно вестись на русском языке. Это не ограничение развития национальных культур, это только мера по обеспечению культурной связности страны. Каждый гражданин России, независимо от национальности должен знать, что любой документ: справка, договор, протокол и любая другая официальная бумага будет понятна в любом регионе единой страны. Судебные заседания, решение вопросов в налоговых органах, милиции, органах занимающихся выделением земельных участков и иных других все должны вестись также на русском языке. Несоблюдение этого правила слишком опасно для столь большого государства как Россия. В частности опасно тем, что при подавляющем доминировании русского народа и русского языка создание локальных участков, где русский язык выключается из государственного обихода или ограничивается его функционирование, приводит к положению, когда государство тратит чрезмерные средства на поддержание этого порядка, не оправданного проживанием в России существенных по численности меньшинств – 20-30-40%.

Помимо исключительного использования в государственном обиходе русская культура должна получить поддержку на государственном уровне. Сейчас ситуация совершенно не нормальна, когда например Татарская республика имеет возможность финансировать фильмы, спектакли книги посвященные развитию национальной культуры на государственном уровне, а в России эти вопросы отданы в руки частной инициативы. Подобная ситуация порождает нечестную конкуренцию, естественно, что культурная среда поддерживаемая государственным спонсорством будет гораздо конкурентоспособнее чем культура лишенная такой поддержки.

Да и полагаю, что подобные мероприятия, проделываемые на деньги, передаваемые республикам из федерального бюджета, вряд ли нравятся остальным национальным образованиям. Ведь если одна из национальных автономий вложила средства государства в развитие своей культуры, то значит, этих денег меньше досталось другим регионам страны. Особенно важен этот аспект для русского большинства. Русские регионы получают меньше всего дотаций на культурное развитие и поэтому больше всех остальных страдают от несправедливого распределения финансовых потоков. В результате ситуация видится такой: на общегосударственном уровне осуществляется реализация программы поддержки и развития русской культуры, а реализация таких же программ национального уровня передано национальным автономиям и финансируется из их собственных бюджетов, никак не связывая это с субсидиями федерального центра.

Очень важным является вопрос организации системы национального образования. И здесь необходима разумная унификация, столь необходимая для нашей большой страны. Смысл этой унификации заключается в том, что развитие системы национального образования должно быть подчинено целесообразности. Если на языках большинства народов России, кроме русского, нет собственного научного аппарата, то поучение фундаментального образования на этих языках крайне затруднительно, а формирование национальных научных школ почти невозможно. Тем более, что у России нет лишних средств для того, чтобы развивать науку на множестве экзотических языков при недостаточном финансировании русской науки, которая и создает, пожалуй, 100 % научных достижений страны.

В результате система образования может быть организована так: начальное образование по всей стране предоставляется на русском языке. В местах компактного проживания национальных групп имеющих территориальную автономию государство дает возможность получить начальное образование на языке данной национальности. Если же проживающий народ не имеет национальной автономии на этой территории, как скажем многочисленная община азербайджанцев в Москве, то организовывать обучение на национальном языке возможно только за счет средств вносимых родителями учащихся, собранных общиной и т.п.

Среднее образование работает по такой же схеме, но при этом надо отметить, что поскольку среднее образование является ступенью подготовки к получению высшего образования, то большая часть национальных меньшинств будет добровольно выбирать русские школы, потому что они дают больше возможностей для развития. Высшее образование должно быть исключительно на русском языке. Образование, особенно высшее это слишком важный элемент, служащий повышению лояльности национальных меньшинств центральной власти России и русскому народу, чтобы упускать этот инструмент или отдавать его в руки радикалов в национальных регионах. При этом в рамках среднего образования на территориях национальных автономий должно обеспечиваться изучение языка и литературы народа этой автономии. Изучать национальную культуру в системе высшего образования необходимо уже только профессиональным филологам, лингвистам, культурологам, которые исследует тот или иной народ на общих правах, будь то башкирская или английская культура.

Следующим элементом национальной политики в области культуры должна стать национально-культурная автономия, распространяемая на всю территорию РФ. Содержание этой политики в том, что каждая национальная община получает возможность за собственный счет развивать свою культуру, искусство, литературу, язык и использовать эту практику в повседневной жизни. Издание газет, книг, развитие национального театра, радио и телевещания это очень важные элементы национально-культурной автономии, если не забывать о том, что каждая нация сама финансирует для себя эту программу. Никакой насильственной русификации производиться не должно. Никто не выиграет оттого, что скажем, жители крайнего севера внезапно усвоят русскую культуру и забудут свою, это невыгодно ни русскому народу, ни аборигенам крайнего севера, или любому другому народу России. Каждая нация в РФ должна сохранять цивилизационную самобытность. Ведь теория "плавильного котла" провалилась даже в Америке. Не говоря о других странах, которые пытались задействовать идею гражданской нации, когда человек любого народа являющийся гражданином государства, знающий государственный язык и признающий конституцию является членом гражданской нации этого государства. Гражданский национализм привел в итоге к паллиативной идеологии мультикультурализма, которая насаждается во всем мире либеральной общественностью при всемерной поддержке США. При этом она не решает национальных и расовых проблем современности, но только отодвигает их решение за счет постоянных уступок большинства разнообразным меньшинствам.

Для России это не годится. Нам необходимо государство, которое обеспечит стабильность для народов, которые его населяют. Но эта стабильность не будет куплена ценой уступок, в том числе в культурной политике, а будет следствием гармоничного развития всех культур народов составляющих РФ.


НАРОДЫ РОССИИ  Цитирование и перепечатка приветствуются
 при гиперссылке на сайт "НАРОДЫ РОССИИ" (www.narodru.ru).
Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Яндекс цитирования