Русские британцы или Мифический Лондонград

Велкам ту Раша или Какая Россия нам нужна?

"Недоучрежденное" государство РФ

Кем заселить Россию?

партнеры   сотрудничество   контакты   поиск  
НАРОДЫ РОССИИ

   Новости    СМИ    Публикации    Анонсы    Документы    Персоналии    Символика    Народы    Форум

 ПОИСК ПО САЙТУ
 РАССЫЛКА
 АВТОРЫ

Андрей Гудимов

 СООБЩЕСТВО

 ПУБЛИКАЦИИ

обсудить в форуме

30 октября 2008

Андрей Гудимов

"Принуждение к миру" по-адыгски

28 октября 2008 года в Черкесске состоялась внеочередная 47  сессия Народного собрания (парламента) Карачаево-Черкесской республики. Главным вопросом в повестке дня стало избрание председателя парламента республики. Ранее, 8 октября 2008 года, президент Карачаево-Черкесской республики Борис Эбзеев подписал Указ № 54 о назначении председателя Народного собрания Карачаево-Черкесии Сергея Смородина на должность первого заместителя председателя правительства КЧР – постоянного представителя Карачаево-Черкесии в Москве. Депутаты Народного собрания КЧР (НС КЧР) не стали удерживать своего спикера и проголосовали за досрочное прекращение депутатских полномочий С. Смородина. А на его место избрали заместителя руководителя фракции "Единая Россия" в Парламенте КЧР Зураба Докшокова, этнического черкеса, рекомендованного на минувшей неделе политсоветом Карачаево-Черкесского регионального отделения Всероссийской политической партии "Единая Россия". Рекомендуя З. Докшокова депутатам, президент Борис Эбзеев подчеркнул особую роль спикера Парламента в законодательном процессе: "Зураб Докшоков – уважаемый человек, профессионал, по своему жизненному кредо и политическим взглядам способный объединить всех ради достижения одной очень важной задачи – обустройства республики. Председатель Народного Собрания должен выступать в роли интегрирующего фактора". Ключевой в речи президента КЧР была фраза: "...должен выступать в роли интегрирующего фактора".

Этот указ стал последним в целой череде указов о назначении членов нового правительственного кабинета Карачаево-Черкесии. Правительство Карачаево-Черкесской республики, наконец, было сформировано. Комментируя причины своего решения, президент отметил необходимость полного изменения концепции работы постоянного представительства Карачаево-Черкесии в Москве, и якобы именно в этой связи опыт и профессионализм С. Смородина востребован для работы в Москве (на самом же деле подоплека этой истории абсолютно другая).

Что же на самом деле скрывается за вроде бы обыденным явлением смены фигуры руководителя представительной и законодательной ветви власти в республике? Готовая взорваться "этническая мина", часовой механизм которой установлен на 2 ноября 2008 года. А детонатором стал этнический грек, новый председатель правительства КЧР Владимир Кайшев.

Стоит особо отметить, что в Карачаево-Черкесии сложилась определенная традиция негласного распределения "портфелей": президент – карачаевец, премьер – черкес, а пост вице-президента и спикера парламента КЧР закреплен за русскими. И "движения" вокруг этих постов не оставляют равнодушными ни черкесов с абазинами, ни русское и казачье население республики.

Должность вице-президента КЧР пока "заморожена", хотя требования конституции КЧР о действительности этого должностного поста пока никто не отменял. Пост председателя правительства КЧР президент Б. Эбзеев "передал" грекам, которые также компактно проживают на территории Карачаево-Черкесии. Это движение не оставило равнодушными черкесов. Их жесткая реакция последовала незамедлительно.

23 сентября 2008 года в Черкесске в конференцзале Общественного движения "Адыгэ Хасэ" КЧР по инициативе ОО "Адыгэ Хасэ" и ОД "Адыгэ Хасэ" состоялся объединительный съезд. На съезде были сформированы Единый Совет и Контрольно-ревизионная комиссия. Председателем нового совета избран Мухамед Черкесов, заместителем председателя совета – Али Асланов (член Исполкома МЧА от ОД Адыгэ Хасэ КЧР). На съезде также обсуждался вопрос о необходимости созыва Чрезвычайного съезда черкесов Карачаево-Черкесской республики (КЧР). С этой целью был сформирован Оргкомитет. И уже 15 октября 2008 года в Государственной филармонии в Черкесске состоялось собрание черкесской общественности города Черкесска. Главной темой собрания было избрание делегатов на Чрезвычайный съезд черкесов КЧР, проведение которого запланировано на 2 ноября 2008 г. Обсудив кандидатуры, собрание наделило 150 делегатов полномочиями представлять интересы черкесов г. Черкесска на Чрезвычайном съезде. На Собрании так же был переизбран совет Адыгэ Хасы города Черкесска и выбран председатель совета – тхьэмадэ. Возглавил совет городской Хасы А. Адамоков, президент благотворительного фонда Хэкужь.

Но "генеральное сражение" еще предстоит и буквально через пару дней. 2 ноября 2008 общественная организация "Адыгэ Хасэ" Карачаево-Черкесии проводит в столице КЧР г. Черкесске чрезвычайный съезд адыгского народа республики. "Адыгэ Хасэ" намерена обсудить возможность объединения адыгских территорий. Об этом руководство организации объявило на встрече с представителями "Адыгэ Хасэ" Кабардино-Балкарии и Адыгеи, побывавшими в столице Карачаево-Черкесии 12 октября 2008 года.

По словам председателя "Адыгэ Хасэ" Адыгеи Арамбия Хапая, принимавшего участие в трехсторонней встрече в Черкесске, темой предстоящего съезда станет общественно-политическая ситуация в республике, связанная "с последними кадровыми решениями президента Карачаево-Черкесской республики Б. Эбзеева". Фактически же речь шла об утрате черкесами своего "исконного" места – поста председателя правительства КЧР. В этой связи на встрече обсуждались пути выхода из создавшегося неблагоприятного для черкесов положения, а из "запасников" были также подняты и глобальные адыгские проблемы. По мнению участников встречи, кардинальным решением проблем адыгов станет "создание, а точнее, восстановление Адыгской (Черкесской) республики". Способом решения станет проведение всеадыгского съезда (форума) с участием делегатов из регионов Российской Федерации. Целью Всеадыгского форума станет выработка плана объединения адыгских территорий в одну республику, что, по мнению участников встречи, будет соответствовать политике Российской Федерации по укрупнению российских регионов. "Участники встречи уверены в том, что альтернативы объединению адыгов нет, – заявил А. Хапай – невозможно отстоять свои интересы, когда народ разобщен шестью регионами ЮФО, а большая его часть – за пределами исторической родины".

Утрата этого ключевого для объединенного адыгского этноса поста в республике привела, как это и прогнозировали аналитики, к заметной политической активизации адыгов, и не только в Карачаево-Черкесии.

В соседней Кабардино-Балкарии (КБР) проживают родственные черкесам кабардинцы, которые являются преобладающим этносом в этой северокавказской республике. Изменение статусных позиций "братского черкесского народа" в КЧР автоматически влечет за собой и ухудшение позиций балкарцев (составляющих 15 % от общей численности населения в КБР), этноса родственного карачаевскому. Ведь именно представителем карачаевского этноса является новый президент Карачаево-Черкесии Б. Эбзеев. Не остаются незамеченными изменения во властных структурах Карачаево-Черкесской республики и в Адыгее, где проживают родственные черкесам адыгейцы. В этой республике, в силу исторически сложившихся причин, всегда крайне внимательно следят за тем, что происходит в Карачаево-Черкесии.

С пристальным вниманием за расстановкой сил в Карачаево-Черкесии следят не только в этих двух северокавказских республиках, в которых реальной властью обладают адыгские элиты, но и в Абхазии. А Абхазия в силу сложившихся обстоятельств и общей границы с Карачаево-Черкесской республикой может стать основным и стратегическим партнером КЧР. Именно Республика Абхазия может предоставить КЧР реальную перспективу выйти из транспортного тупика, получить прямой выход к морю, что является насущной потребностью. Имеется в виду проект восстановления движения по Военно-Сухумской дороге (ВСД) через Главный кавказский хребет из г. Черкесска в г. Сухуми.

Это не может не учитывать президент Б. Эбзеев. Не может он так же, как бы этого ему не хотелось, не учитывать требования черкесов о "своем законном праве" иметь черкеса председателем правительства КЧР, прозвучавшие на многочисленном (около 1 000 человек) митинге протеста, прошедшем 14 сентября в черкесонаселенном Хабезском районе КЧР. Именно в продолжение основной темы митинга, 23 сентября 2008 года в Карачаево-Черкесии и прошел "объединительный съезд" черкесов, на котором был создан Единый Совет. Это "съезд" – реальная попытка объединить разрозненные силы и организации адыгов для борьбы за свои "нарушенные права". Позже делегация черкесов республики в составе двенадцати авторитетных "деятелей", во главе с вновь избранным на "Объединительном съезде" председателем Единого совета Мухаммедом Черкесовым, изложила президенту КЧР Б. Эбзееву "кровные" требования черкесского этноса республики, касающиеся в первую очередь поста председателя правительства КЧР. Б. Эбзеев предложил черкесам "отступного" – пост вице-президента КЧР, традиционно занимаемого представителями русско-казачьего населения республики. Учитывая, что этот пост является "пятым колесом телеги" исполнительной власти республики, не наделенный никакими реальными властными полномочиями, предложение было с негодованием отвергнуто делегатами. Делегаты в ответ выдвинули президенту встречное предложение – "отдать черкесам" пост спикера Парламента республики, то есть руководство законодательной ветвью власти. Учитывая, что на этом месте "сидел живой человек" Сергей Смородин, и пост это также традиционно занимают представители русских, президент Б. Эбзеев был поставлен в довольно затруднительное положение. Он попытался "сохранить лицо" отговариваясь тем, что решение не за ним – "решение за депутатами". Но черкесских делегатов эти аргументы не убедили. И на середину октября 2008 года было запланировано проведение масштабного съезда адыгов в столице Карачаево-Черкесской республики г. Черкесске. Однако, с целью дать президенту Эбзееву время и возможность "одуматься", черкесы перенесли проведение этого съезда на конец октября – начало ноября 2008 года, позднее окончательно "определившись" с датой Чрезвычайного съезда – 2 ноября.

Это решение черкесов поставило под серьезное сомнение намерения Президента КЧР Б. Эбзеева выстроить в республике "новую реальность". Так, объявив 8 октября о том, что новое правительство республики приступает к полноценной деятельности, Президент Карачаево-Черкесской республики Борис Эбзеев в частности отметил: "Этнополитический фактор, на мой взгляд, в Карачаево-Черкесии заключается в том, что в республике сложилась этнократическая система правления, от которой мы сегодня никак избавиться до конца не можем. Но полагаю, что одна из стратегических целей Карачаево-Черкесии заключается как раз в том, чтобы отходить мало-помалу от этого принципа при организации власти и распределении должностей. Я вовсе не хочу сказать, что наши народы не могут предложить тех кандидатов, которые отвечают потребностям сегодняшнего дня и потребностям некого ускорения нашего развития. Несомненно, народы Карачаево-Черкесии талантливы, умны, мудры, но сегодня необходимо глубокое осмысление той природы системы социально-экономических отношений, в которых мы существуем".

Попыткой взять ситуацию под президентский контроль и явилось действо по освобождению русского С. Смородина от "бремени" поста спикера республиканского парламента и передачи его этническому черкесу.

На президентском "горизонте" Б. Эбзеева неуклонно возникают все новые и новые проблемы. После того как было сформировано правительство республики, в соответствии со статьей 92 п. 2 конституции КЧР должен быть сформирован президиум правительства Карачаево-Черкесской Республики, который является постоянным рабочим органом правительства. Казалось бы, ничего страшного – процедурный вопрос, не более. Но вся загвоздка здесь в том, что в соответствии с требованием статьи 92 п. 3 конституции КЧР президиум правительства Карачаево-Черкесской республики формируется из председателя правительства, его заместителей, членов правительства с учетом национального представительства. А оно-то в новом составе и не выдержано. Следовательно, опять закладывается мина и под хрупкую конструкцию правительства КЧР.

К примеру, русских в данном правительстве КЧР, с учетом "убывающего" в Москву С. Смородина, всего трое. Три человека составляют от 17 членов правительства республики менее 18 %. С учетом того, что еще недавно русско-казачье население преобладало в Карачаево-Черкесии, а в настоящее время это второй по численности этнос, в два с лишнем раза превышающий следующих за ними черкесов, председателю правительства придется изрядно попотеть, решая эту задачу "со многими неизвестными". Кстати, в соответствии со статьей 83 п. 2 конституции КЧР, персональный состав Президиума Народного собрания (парламента) Карачаево-Черкесской Республики также формируется с учетом национального представительства, а с русскими депутатами такая же "напряженка", как и в правительстве.

Но, видимо, "русская" проблема сейчас меньше всего тревожит нынешнее руководство Карачаево-Черкесской республики. Иначе как объяснить факт попытки решения "черкесского вопроса" именно за счет русского и казачьего населения. Ведь русские и казаки именно через политику "умиротворения" черкесов лишились поста руководителя представительной и законодательной ветви власти, да вдобавок еще и поста вице-президента КЧР в исполнительной ветви власти республики.

Заложенные в основном законе Карачаево-Черкесской республики статьи, прямо указующие на необходимость формирования основных руководящих органов и в исполнительной, и в представительной и законодательных ветвях власти с учетом национального представительства, недвусмысленно показывают на особую важность для жителей многонациональной Карачаево-Черкесии возможность иметь "своих" этнических представителей в высших "коридорах республиканской власти". Эти статьи фактически прямо отражают прежние годы активного, порой даже вооруженного, этнического противостояния. Когда само существование единой Карачаево-Черкесии было под большим вопросом. Недавние митинги и съезды в республике, и, тем более, реальная попытка черкесов кардинально изменить баланс сил сложившийся на Северном Кавказе, разрушив целый ряд субъектов Российской Федерации, напоминают о том, что большим заблуждением властей будут попытки предать забвению конституционно закрепленные понятия народов Карачаево-Черкесии о "справедливости".

НАРОДЫ РОССИИ  Цитирование и перепечатка приветствуются
 при гиперссылке на сайт "НАРОДЫ РОССИИ" (www.narodru.ru).
Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Яндекс цитирования