Русские британцы или Мифический Лондонград

Велкам ту Раша или Какая Россия нам нужна?

"Недоучрежденное" государство РФ

Кем заселить Россию?

партнеры   сотрудничество   контакты   поиск  
НАРОДЫ РОССИИ

   Новости    СМИ    Публикации    Анонсы    Документы    Персоналии    Символика    Народы    Форум

 ПОИСК ПО САЙТУ
 РАССЫЛКА
 СООБЩЕСТВО

 

Русские: Центрально-промышленный регион: этноисторическая характеристика

Центрально-промышленная область (ЦПО) согласно делению России на районы по физико-географическому и экономическому признакам, включает области: Московскую, Тверскую, Ярославскую, Костромскую, Ивановскую, Владимирскую, Нижегородскую. В древности эти области составляли особую историко-этническую территорию - Северо-Восточную Русь, ядром которой с Х века было Ростово-Суздальское княжество. С подъёма Ростова-Суздальской земли началось собственно государственное восхождение России, закрепившееся к Х1У в. благодаря усилению Московских и Тверских земель. Формированию перечисленных областей как особой историко-этнической территории способствовало и их географическое положение - это междуречье Волги и Оки. С тех давних времен Волга является рекой русского национального единства.

Духовное и политическое собирание земель Волго-Окского междуречья осуществлялось под небесным покровом Успения Богоматери и Спаса Вседержителя. Символами соборного собирания земель сначала в уделы, а затем в Московское княжество стали первые храмы Успения во Владимире (1160), в Ростове Великом (1213), Ярославле (1215), Успенские храмы в Звенигороде и Коломне (конец Х1У в.), Успенский собор Московского Кремля (1326) и др. Одновременно воздвигались Спасо-Преображенские храмы в Угличе, Ярославле, Твери, Переславле Залесском, Москве (Спас на Бору в Кремле). Это говорит об успехах внутреннего освоения земель региона, хотя он и был этнически достаточно пёстрым. Издревле здесь жили летописные меря, мурома, мещера, чудь; позже сюда влились вятичи и кривичи, на правобережье Оки проживала мордва. Русские земледельцы, продвигаясь на северо-восток, в первую очередь осваивали плодородные земли Владимиро-Суздальского ополья. В то же время археологи отмечают, что вещевые комплексы, например, ярославских курганных могильников конца Х-Х1 веков говорят о принадлежности этих находок «обрусевшей мере, сохранившей свои традиционные обряды» (Подробнее см.: Горюнова, 1961). Источники рассказывают и о наличии «чудского конца» в Х1 в. в г.Ростове. О древней муроме теперь напоминает название города на Оке - Муром.

Автохтонное население, смешавшись со славяноруссами, оставило свои следы в локальных типах антропологического облика русских. Для владимиро-суздальских, ивановских и костромских земель, а также для земель ярославских и северных нижегородцев, это выразилось в более высоком проценте лиц с темной окраской глаз и волос. Для тверичей, которые принадлежат к валдайскому антропологическому типу, более характерен светлый цвет глаз. В формировании антропологического облика южных нижегородцев локально приняла участие пургасова мордва. Исторически достоверно и то, что даже в Х1Х-ХХ вв. мордва, как и другие народы Поволжья, меняла свою этническую принадлежность на русскую как «более престижную». Строки Александра Блока «Чудь начудила, да Меря намерила / Гатей, дорог да столбов верстовых…» из стихов «Русь моя» являются прекрасным эпиграфом к страницам из этнической истории края.

Есть все основания полагать, что население Северо-Восточной Руси было двуязычным, что вообще характерно для этнической истории русских и народов России. На современной лингвистической карте между северно- и южнорусским наречиями лингвисты выделяют переходные среднерусские (или средневеликорусские) говоры. Исторически значимо то, что в процессе собирания русских земель вокруг Москвы в самой Москве образовалось новое наречие, совмещавшее фонетические особенности среднерусской и северной речи: от среднерусских говоров оно заимствовало аканье (вокализм), от северян – твердые согласные (консонатизм). О московской речи известный лингвист А.Шахматов писал: «Московский говор трудно признать среднерусским или севернорусским. Это – говор великорусского наречия, главный и типический его представитель». В настоящее время среднерусские акающие говоры значительно расширили свои границы. Однако окающие говоры еще имеют значительное распространение. Зоной столкновения северно- и среднерусского говоров издавна была Тверская область.

Для среднерусского говора  характерно и цоканье, т.е. звук ц произносят вместо ч, ш, щ. Цоканье лингвисты объясняют воздействием на язык восточных славян языка финно-угорских народов. Лингвисты также констатируют, что цоканье образует своего рода языковое кольцо вокруг русских говоров исторического центра России, т.е. этнотерритории сначала Ростово-Суздальского, а затем Московского княжеств.

Из этнографических групп населения, отличаемых от окружающего социума теми или иными этнически значимыми чертами, назовем в первую очередь потомков славных сицкарей – хранителей исторической памяти о жестокой битве 1238 г. русских с ордынцами на берегах реки Сити, что на Ярославщине. Происхождение сицкарей связывается по одному мнению – с ростово-суздальским колонизационным потоком на север, по другому – с волей Ивана Грозного, переселившего сюда новгородцев. В формировании сицкарей также приняли участие обрусевшие литовцы и белорусы (от них в говоре сицкарей – дзеканье); в разное время сюда переселяли ткачей из Москвы и карел. Удивительными качествами наделила природа сицкарей. Местный священник писал о них: «Народ силен и здоров…Рассказы о прежней их могуте почти невероятны…»(1853 г.). За невероятную физическую выносливость их прозвали кокора сицкая, сравнивая таким образом человека с кокорой – так называют самую мощную нижнюю часть дерева вместе с корнем. Прославились сицкари и необыкновенным трудолюбием. Про них в старину говорили: «Сицкарь с топором, что казак с конем». С точки зрения социально-психологической сицкарей характеризует ярко выраженный миролюбивый характер и преданность своей малой родине.

Важный признак, влияющий на уклад жизни, - религиозный. Этому фактору особое значение придают некоторые группы русских, не порвавшие со «старой верой» после церковного раскола в Православии в ХУП в. Таковы заволжские староверы-кержаки, в ХУП-ХУШ вв. заселившие глухие места по рекам Ветлуге и Керженцу. Их замкнутый образ жизни способствовал сохранению архаизмов в языке и обычаях.

Традиционное земледелие русских Нечерноземного Центра – это трёхполье с чередованием озимых, яровых и пара. Кроме того вплоть до 1920-х, а местами до 1940-х годов в северных лесных районах Тверской, Ярославской, Костромской и Нижегородской областей велось лядинное хозяйствоподсечное земледелие с лесным перелогом: на лесных делянках вырубались деревья на дрова, а пни и сучья сжигались. Ещё в начале 1990-х годов были живы свидетели данного способа земледелия. Такие поля в Чухломском районе Костромской обл. называли огнищами (запись 1989 г.).

Традиционные с/х орудия в Нечерноземье: деревянная соха с железными сошниками; еловые бороны-суковатки, которые сменили бороны сначала с деревянными, а позже – с железными зубьями. Однако и суковатки, и бороны с деревянными зубьями использовались в крестьянских хозяйствах ещё длительное время Схожая история была с железным плугом, который в течение длительного времени соседствовал с сохой, поскольку у неё были свои преимущества при пахоте сложных земель Нечерноземья. Хотя в начале ХХ века в деревне уже были рядовые сеялки, молотилки, косилки, но ручная уборка зерновых практиковалась вплоть до 1950-х годов. Рожь жали серпами, ячмень и овёс косили косой. Конец жатвы завершался архаичными обычаями завивать бороду из последнего несжатого пучка колосьев. Считалось, что такой пучок хранит силу со всей сжатой нивы. Под завитыми колосьями было принято зарывать кусок хлеба с солью, а затем украшать их лентами и цветами. Дожиночный сноп хранился в красном углу. Эти обычаи сохранялись и в колхозной деревне до тех пор, пока жали вручную, серпами. Зерно сушили в овинах и ригах. Начало замолоток воспринималось как праздник овина.

Малоземелье, скудные почвы и довольно суровый климат северных районов Нечерноземья не испугали труженика-крестьянина, а способствовали тому, что здесь исстари были заложены традиции товарного льноводства и молочного животновод ства. Теперь голубой лён – один из символов костромских и тверских земель. С давних времен знаменито своими огородами и садами Владимиро-Ростовское ополье. Славились и нижегородские яблоневые сады.

Хозяйственная сметливость русских проявилась и в многообразии кустарно-ремесленых и художественных промыслов со своей специализацией по отдельным селам и районам. Это отразили народные присловья: «Кимрякисычужники: летом штукатуры, зимой чеботари» (г.Кимры и сейчас известен обувным ремеслом); «Сергачи-медвежатники» - о жителях Сергачского уезда Нижегородской губ., сохранявших традицию древних скоморошьих потех с обученными медведями; «Владимирцы-богомазы» - мастерство иконописания процветает доныне во владимирских селениях Палех, Мстёра, Холуй. Лесные богатства Нечернозёмного Центра способствовали широкому развитию плотничества. Срубить избу своими руками – было рядовым делом каждого мужчины.

Для региона характерны два типа жилища. На северо-востоке Тверской обл., левобережье Ярославской и Костромской, на севере Нижегородской преобладает северновеликорусский тип с такими особенностями, как высокий подклет, двухъярусный двор, расположение жилых и хозяйственных построек под одной крышей, просторные сени, двускатная («конём») крыша, нарядное красное крыльцо; нередкостью были и деревянные избы в два этажа. На юге Тверской, в областях Московской, Ивановской, Владимирской преобладает средневеликорусский комплекс: жилой дом на более низком подполье, одноэтажный двор, более крупные размеры поселения. Внешний облик домов Верхнего Поволжья подобен деревянному кружеву – так изукрашены пропиловочной резьбой наличники окон, карнизы, светёлки, причелины. В традиционном мировосприятии дом воплощал представления о микро- и макрокосмосе. Поэтому сюжеты резьбы, при всей их красоте, - это воплощение мифологизированной картины мира. Планировка дома окнами на восток и юго-восток связана с Божьим светом. По такому же принципу планировалась внутренняя часть дома с главной координатой – красным углом с иконами и столом как Божьим престолом.

Пищевой рацион русских Нечерноземного Центра с давних пор определялся богатством лесных и речных угодий. Для мясных блюд разводили свиней, овец, домашнюю птицу. Коров держали ради молока и получаемых из него молочных продуктов. В старину говядину в пищу употребляли мало, поскольку образ коровы был одним из устойчивых архетипов ассоциативно-мифологических представлений русских. В числе обрядовой и праздничной пищи были яйца и блюда, приготовленные с добавлением яиц. Все весенние праздники от Пасхи до Петрова дня сопровождались угощением из яиц и играми с яйцами. Типичны весенние ритуально-праздничные действа с обязательным дарением яиц. В Волжско-Ветлужском междуречьи таковыми будут вьюнишники – весеннее действо общинных поздравлений молодожёнов с первой супружеской весной; в ходе которых молодая раздаривала до нескольких сотен яиц. В этом регионе до последнего времени сохранялись пастушьи Егорьевские обходы дворов с исполнением ритуального текста «Батюшка Егорий, Макарий преподобный…» В Ивановской, на востоке Тверской обл. осенью, накануне Филиппова поста девушки-невесты исполняли особое обрядовое действо, называвшееся «Заговёлышко кричать». Необычно в этих краях отмечалось Средокрестье – середина Великого поста. Типичная черта всех перечисленных традиций – праздничные шествия; в том числе красочные шествия по теперь затерянным деревенским дорогам, сквозь пространство и время, в окружении детей с дудками, трещотками, барабанками, которые устраивал кологривский крестьянин-космист Ефим Честняков. Это также немеркнущие лики над русскими весями Спаса, Богородицы, Николая Угодника и всех святых, с чьими духоносными образами начинался и завершался жизненный круг русского человека.

Литература

Анохина Л.А., Шмелева М.Н. Культура и быт колхозников Калининской области. М.,1964.

Быт великорусских крестьян-землепашцев. Описание материалов «Этнографического бюро» князя В.Н.Тенишева (на примере Владимирской губернии)./Авторы составители Б.М.Фирсов, И.Г.Киселева. СПб.,1993.

Горюнова Е.И. Этническая история Волго-Окского междуречья. М.,196

Русские. Историко-этнографический атлас. Из истории русского народного жилища и костюма. М.,1970.

                                                                                                         Людмила Тульцева

Источник: 


НАРОДЫ РОССИИ  Цитирование и перепечатка приветствуются
 при гиперссылке на сайт "НАРОДЫ РОССИИ" (www.narodru.ru).
Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Яндекс цитирования