Русские британцы или Мифический Лондонград

Велкам ту Раша или Какая Россия нам нужна?

"Недоучрежденное" государство РФ

Кем заселить Россию?

партнеры   сотрудничество   контакты   поиск  
НАРОДЫ РОССИИ

   Новости    СМИ    Публикации    Анонсы    Документы    Персоналии    Символика    Народы    Форум

 ПОИСК ПО САЙТУ
 РАССЫЛКА
 СООБЩЕСТВО

 

Болгары

БОЛГ‘АРЫ (самоназвание), народ, основное население Болгарии. Численность в Болгарии 7850 тыс. человек. За пределами Болгарии живёт около 600 тыс. человек, из них 234 тыс. человек на Украине, 100 тыс. человек в США, 88 тыс. человек в Молдавии. Небольшими группами Болгары расселены в России, Румынии, Югославии, Греции, Турции, Венгрии и др. На территории Украины, Румынии и Югославии (Банат) Болгары эмигрировали в основном в 18-1-й трети 19 века, в другие страны переселялись главным образом с конца 19 века до 2-й мировой войны. Говорят на болгарском языке славянской группы индоевропейской семьи. Письменность на основе кириллицы. Различаются две группы диалектов - восточная и западная. Верующие - в основном православные, есть мелкие группы католиков и протестантов; значительна группа мусульман.

 Основную роль в этногенезе Болгар сыграли славянские племена, переселившиеся на Балканы в 6-7 веках. Другие этнические компоненты - фракийцы, обитавшие на востоке Балканского полуострова с эпохи бронзы, и тюркоязычные протоболгары (самоназвание - болгары), пришедшие в 670-е годы из причерноморских степей. Фракийские черты в традиционной культуре Болгар в большой мере прослеживаются к югу от Балканского хребта; в северной и западной областях Болгарии ярче пласт славянской культуры.

 Истоки болгарской государственности восходят к славянским племенным объединениям 7 века - Славиниям у византийских авторов. Она получила дальнейшее развитие с образованием политического объединения славян Мисии и протоболгар, принёсших централизованную организацию. Синтез двух социальных традиций положил начало Болгарскому государству. Главенствующее положение в нём заняла первоначально протоболгарская знать, поэтому этноним "Болгары" дал название государству. С расширением границ Первого Болгарского царства (образовано в 681) в 8-9 веках в его состав вошли новые славянские племена и небольшие группы протоболгар. Сложение славяноболгарского государства, развитие товарно-денежных отношений способствовали консолидации славянских племён и ассимиляции славянами протоболгар. Ассимиляция осуществлялась не только в силу численного преобладания славян, но и потому, что их хозяйственно-культурный тип создавал более широкую и устойчивую основу для социально-экономического развития в условиях Балкан. Важную для этнического объединения роль сыграло принятие в 865 христианства, а также распространение в конце 9 века славянского письма. В конце 9-10 веке термин "Болгары", означавший прежде подданных Болгарии, приобрёл смысл этнонима. К этому времени процесс этногенеза Болгар и сложения народности в основном закончился. В период Второго Болгарского царства (конец 12-14 век) культура средневековых Болгар достигла наивысшего расцвета. В конце 14 века османское завоевание привело к деформации социальной структуры Болгар: знать перестала существовать, значительно уменьшился торгово-ремесленный слой в городах.

 Носителем этнической культуры до 18 века выступало в основном крестьянство. Язык, обычаи, традиции сельской общины, а также православное вероисповедание выполняли ярко выраженную этнодифференцирующую роль; монастыри выступали хранителями исторической памяти Болгар и их культурного наследия. Борьба с угнетателями, принимавшая разные формы, поддерживала национальное самосознание. Она нашла отражение в фольклоре (юнацкий и гуйдуцкий эпосы). Часть Болгар подверглась турецкой ассимиляции, другая часть (в Родопских горах), приняв ислам, сохранила родной язык и культуру.

 Во 2-й половине 18-19 веке подъём производительных сил, зарождение буржуазных отношений, новый этап в развитии культуры, формирование литературного языка (19 век), развёртывание национально-освободительной борьбы способствовали национальной консолидации Болгар. После победы России над Турцией в войне 1877-1878 болгарский народ обрёл государственность и национальную независимость. Происходило ускоренное размывание локальных различий в крестьянской культуре, восприятие ею городского влияния. В условиях сильного притока в города сельского населения и уважения к народным традициям отмечается также частичное воздействие сельской культуры на городскую.

 Традиционные занятия Болгар - пашенное земледелие (зерновые, бобовые, табак, овощи, фрукты) и скотоводство (крупный рогатый скот, овцы, свиньи). В городах развиты разнообразные ремёсла, в 19 веке зародилась промышленность. Аграрное перенаселение вело к развитию отхожих промыслов (в том числе за границу), среди которых особенно известны огородничество и строительные ремёсла. Современные Болгары заняты в многоотраслевой промышленности и механизированном сельском хозяйстве.

 Традиционные поселения имеют кучевую или разбросанно-кучевую (в горах) планировку. Распространяется уличная планировка. Традиционное жилище на равнине одноэтажное, в горах в два-три этажа с нависанием верхних над нижними, эркерами. Конструкция стен каркасная, заполнение - балки, плетень, сырцовый кирпич, камень, обмазка глиняная. В Подунавье бытовали землянки. Четырёхскатная крыша - из черепицы, соломы, каменных плит. Ядро дома - многофункциональное помещение с очагом, вторая жилая комната, используемая также для приёма гостей, чулан. Современное жилище строится из кирпича. Дома двух- и трёхэтажные, на равнинах первый этаж углублён в землю (для прохлады летом и тепла зимой). Очага нет. Помещения - холл, спальни, кухня. Декор интерьера - тканые и вышитые изделия - сочетается с городской меблировкой.

 Женская традиционная одежда - поясная с двумя полотнищами (на севере), с одним полотнищем (локально на юге), сарафан (сукман) в среднем поясе страны и распашная (сая) на юге (сукман и сая - с фартуками). Рубаха на севере с поликами (треугольными вставками), в других районах туникообразная. Мужская одежда - белосуконная с узкими штанами и горничной одеждой (курткой) до колен или до талии (на западе) и тёмносуконная с широкими штанами и короткой горничной (на востоке). Оба типа - с туникообразной рубахой и широким поясом. В сёлах сохраняются некоторые её модифицированные элементы из фабричных тканей: фартуки, безрукавки, платки, изредка у пожилых - сукманы, широкие пояса и др.

 Этнические традиции устойчивы в пище и режиме питания. Характерно тушение овощей и мяса в острых соусах, жарение мяса на решётке. Важное место в питании занимают хлеб, кислое молоко, брынза, фрукты, прохладительные напитки, кофе, боза (из просяной муки).

 Для традиционного общественного быта характерны обычаи взаимопомощи; патриархальные устои семьи ушли в прошлое.

 Много своеобразия сохраняет народная праздничная культура. Новогодние поздравления по старому обычаю - посещение домов родных и друзей, которых похлопывают по спинам украшенной веткой кизила (символа здоровья), приговаривая слова из обрядовой песни. По сёлам Западной Болгарии ходят ряженые парни в зооморфных масках, украшенных птичьими перьями, с бубенцами на поясе - сурвакары (народное название Нового года - Сурва година). Их сопровождают шуточные персонажи: некоторые из них ("невеста") имели связь с культом плодородия. Праздник заканчивается утром на площади благопожеланиями сурвакаров и общим хороводом. В этих обычаях синтезированы древнеславянские и фракийские традиции.

 1 марта Болгары отмечают приход весны, прикалывая к груди мартеницы - поделки из красных и белых ниток (символы здоровья и долголетия). Их носят весь месяц. Воскресенье на масленицу (Сырнице) - день встречи родных в доме старшего родственника. Обрядовым блюдом служит халва. В Восточной Болгарии к этому дню приурочивают кукерские игры (восходящие к фракийским культам плодородия) или переносят их на следующее воскресенье, чтобы побывать с группой ряженых (кукеров) в другом селе. Красочность масок и костюмов создали обычаю популярность в стране и за рубежом на фольклорных фестивалях. Трифон Зарезан отмечается в честь покровителя виноградников (восходит к фракийскому культу Сабазия-Диониса), Георгиев день - в честь покровителя животноводства. Расширил сферу бытования старый обычай выплёскивать воду под ноги при всяком начинании (выход молодожёнов, отправление ребёнка в первый класс, открытие нового завода и др.), чтобы дело пошло гладко, как по воде. Непременным атрибутом торжественных встреч в общественном и семейном быту являются хлеб, соль, красный перец и красное вино (красное - символ здоровья), пучок дикой герани (здравец).

 Специфичны для Болгар два гражданских праздника: День славянской письменности и болгарской культуры 24 мая, посвящённый составителям славянской азбуки Кириллу и Мефодию и деятелям болгарской культуры; День памяти борцов за свободу 2 июня. Широко известны праздники юмора и сатиры, карнавалы, устраиваемые в городе Габрово, прославившемся своим фольклором.

 

Л.В. Маркова

По данным  Переписи населения 2002 года численность болгар, проживающих на территории России, составляет    32 тысячи человек

Источник: 


НАРОДЫ РОССИИ  Цитирование и перепечатка приветствуются
 при гиперссылке на сайт "НАРОДЫ РОССИИ" (www.narodru.ru).
Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Яндекс цитирования
ангар арочный