Русские британцы или Мифический Лондонград

Велкам ту Раша или Какая Россия нам нужна?

"Недоучрежденное" государство РФ

Кем заселить Россию?

партнеры   сотрудничество   контакты   поиск  
НАРОДЫ РОССИИ

   Новости    СМИ    Публикации    Анонсы    Документы    Персоналии    Символика    Народы    Форум

 ПОИСК ПО САЙТУ
 РАССЫЛКА
 СООБЩЕСТВО

 

Чукчи

Ч‘УКЧИ, лыгъо равэтлъан (самоназвание - "настоящие люди"), народ в Российской Федерации (15,1 тыс. человек), коренное население Чукотского АО (11,9 тыс. человек), живут также на севере Корякского АО (1,5 тыс. человек) и в Нижне-Колымском районе Якутии (1,3 тыс. человек). Говорят на чукотском языке чукотско-камчатской семьи. Распространён также русский язык (свободно владеют 61,3% Чукчей, считают родным - 28,3%).

Чукчи подразделялись на оленных - тундровых кочевых оленеводов (самоназвание чаучу - "оленный человек") и приморских - оседлых охотников на морского зверя (самоназвание анкалын - "береговой"), живущих совместно с эскимосами.

Предки Чукчей и родственных им коряков обитали во внутренних районах Чукотки. Они занимались охотой на северного оленя, вели сравнительно оседлый образ жизни. В начале 1-го тысячелетия часть племён продвинулась на морское побережье, где частично ассимилировала эскимосов, а частично восприняла их образ жизни и культуру. Оленеводство сложилось у тундровых Чукчей, по-видимому, под влиянием коряков незадолго до появления русских. Первые упоминания Чукчей в русских документах - с 40-х годов 17 века. Поселения "пеших" Чукчей - оседлых морских охотников располагались вместе с эскимосскими между мысом Дежнёва и заливом Креста и далее на юге в низовьях Анадыря и реки Канчалан. Численность Чукчей в конце 17 века составляла около 8-9 тыс. человек. К концу 18 века территория Чукчей простиралась от Омолона, Большого и Малого Анюев на западе до кочевий пенжинских и олюторских коряков на юго-востоке. Расширение территории обитания Чукчей сопровождалось окончательным выделением территориальных групп Чукчей: колымской, анюйской, или малоанюйской, чаунской, омолонской, амгуэмской, или амгуэмо-вонкаремской, колючино-мечигменской, онмыленской (внутренние Чукчи), туманской, или вилюнейской, олюторской, берингоморской (морские Чукчи) и др. В 1897 численность Чукчей составляла 11751 человек. В 1930 был образован Чукотский национальный округ, с 1977 - автономный округ.

Основное занятие тундровых Чукчей - кочевое оленеводство, имевшее ярко выраженный мясо-шкурный характер. Использовали также ездовых оленей в упряжке. Стада отличались сравнительно крупными размерами, олени были слабо приучены, выпасались без помощи собак. Зимой стада держали в укрытых от ветра местах, перекочёвывая по несколько раз за зиму, летом мужчины уходили со стадом в тундру, женщины, старики и дети жили в стойбищах по берегам рек или моря.

Основное занятие береговых Чукчей - охота на морского зверя: зимой и весной - на нерпу и тюленя, летом и осенью - на моржа и кита. На тюленей охотились в одиночку, подползая к ним, маскировались и подражали движениям животного. На моржа охотились группами по несколько байдар. Традиционное охотничье оружие - гарпун с поплавком, копьё, ремённая сеть, со 2-й половины 19 века распространилось огнестрельное оружие, методы охоты упростились. Иногда стреляли тюленей на большой скорости с нарт.

Рыболовство кроме бассейнов Анадыря, Колымы и Чауна было слабо развито. Рыбу ловили сачком, удой, сетями, летом - с байдар, зимой - в проруби. Лосося заготавливали впрок. До настоящего времени сохранилась охота на птиц с помощью "бола" - метательного орудия из нескольких верёвок с грузами, которые опутывали летящую птицу. Раньше при охоте на птиц пользовались также дротиками с метательной дощечкой, петлями-ловушками; гаг били в воде палками. Женщины и дети занимались также сбором съедобных растений.

Традиционные ремёсла - выделка меха, плетение сумок из волокон кипрея и дикой ржи у женщин, обработка кости у мужчин. Развиты художественная резьба и гравировка по кости и моржовому клыку, аппликация из меха и тюленьей кожи, вышивка оленьим волосом. В 20 веке развилась сюжетная гравировка по кости и моржовому клыку. Центром косторезного искусства стала мастерская в селе Уэлен (создана в 1931).

Большинство современных Чукчей сохраняют традиционные занятия в рамках оленеводческих и промысловых хозяйств. Часть занята в животноводстве, звероводстве, тепличном овощеводстве, сфере обслуживания, образования и здравоохранения. Семьи оленеводов живут в оседлых посёлках; укрупнены поселения приморских Чукчей.

Для общественного строя Чукчей к началу контактов с русскими было характерно перерастание патриархальной общины в соседскую, развитие имущественной дифференциации. Олени, собаки, жилища и байдары были в частной собственности, пастбища и промысловые угодья - в общинной. Основной социальной единицей тундровых Чукчей было стойбище из 3-4 родственных семей; у бедняков стойбища могли объединять семьи, не связанные родством, в стойбищах крупных оленеводов жили их работники с семьями. Группы по 15-20 стойбищ были связаны взаимопомощью. Приморские Чукчи объединялись по несколько семей в байдарную общину (этвэт йырын), возглавлявшуюся хозяином байдары. У оленных Чукчей существовали патрилинейные родственные группы (варат), связанные общими обычаями (кровная месть, передача ритуального огня, общие знаки на лице во время жертвоприношений и др.). До 18 века было известно патриархальное рабство. Семья в прошлом большая патриархальная, к концу 19 века - малая патрилокальная. Существовали элементы группового брака ("переменный брак"), отработки за невесту, у богатых - многожёнство.

Основное жилище - разборный цилиндро-конический шатёр-яранга из оленьих шкур у тундровых Чукчей и моржовых - у приморских. Свод опирался на три шеста в центре. Внутри яранга разгораживалась пологами в виде больших глухих меховых мешков, растянутых на шестах, освещалась и отапливалась каменной, глиняной или деревянной жировой лампой, на которой также готовили пищу. Яранга приморских Чукчей отличалась от жилища оленеводов отсутствием дымового отверстия. До конца 19 века у приморских Чукчей сохранялась полуземлянка, заимствованная у эскимосов (валкаран - "дом из челюстей кита") - на каркасе из китовых костей, покрытых дёрном и землёй. Летом в неё входили через отверстие в кровле, зимой - через длинный коридор. Стойбища кочевых Чукчей состояли из 2-10 яранг, были вытянуты с востока на запад, первой с запада ставилась яранга главы общины. Поселения приморских Чукчей насчитывали до 20 и более яранг, беспорядочно разбросанных.

Тундровые Чукчи передвигались на дугокопыльных нартах на оленях, приморские - на собаках. Пользовались также ступательными лыжами-ракетками, на Колыме - заимствованными у эвенков скользящими лыжами. По воде передвигались в байдарах - лодках, вмещающих от одного до 20-30 человек, из моржовых шкур, с вёслами и косым парусом.

Традиционная одежда - глухая, из шкур оленей и нерп. Мужчины носили двойную рубаху-кухлянку длиной до колен, подпоясанную ремнём, к которому привешивали нож, кисет и др., двойные узкие штаны, короткую обувь с меховыми чулками. У приморских Чукчей была распространена одежда из кишок моржа. Головные уборы носили редко, в основном - в дороге. Женская одежда - меховой комбинезон (керкер), зимой двойной, летом - одинарный, меховая обувь длиной до колен. Носили браслеты и ожерелья, была распространена татуировка лица: кружочки по краям рта у мужчин и две полосы по носу и лбу у женщин. Мужчины стригли волосы кружком, выбривая темя, женщины заплетали в две косы.

Основная пища оленных Чукчей - оленина, береговых - мясо морского зверя. Мясо употребляли в сыром, варёном и вяленом виде. Во время массового забоя оленей заготавливали впрок содержимое оленьих желудков (рилькэиль), варя его с добавлением крови и жира. Приморские Чукчи заготавливали мясо крупных животных - кита, моржа, белухи, заквашивая его в ямах (копальгын) зашитым в шкурах. Рыбу ели сырой, на Анадыре и Колыме делали юколу из лосося. Листья карликовой ивы, щавель, корни заготавливали впрок - замораживали, квасили, смешивали с жиром, кровью, рилькэилем. Из толчёных корней с мясом и моржовым жиром делали колобки. Из привозной муки варили кашу, жарили на тюленьем жире лепёшки. Употреблялись также морские водоросли и моллюски.

Чукчи сохранили дохристианские верования (почитание животных - белых медведей, китов, моржей и др., священных предметов - амулетов, бубнов, устройства для добывания огня в виде доски грубой антропоморфной формы с углублениями, в которых вращалось лучковое сверло; шаманизм).

Традиционные праздники были связаны с хозяйственными циклами: у оленных Чукчей - с осенним и зимним забоем оленей, отёлом, откочёвкой стада на летовку и возвращением с неё. Праздники приморских Чукчей: весной - праздник байдары по случаю первого выхода в море; летом - праздник голов по случаю окончания охоты на тюленей; осенью - жертвоприношение морю, поздней осенью - праздник Кэрэткуна, хозяина морских зверей, изображаемого в виде деревянной фигуры, по окончании праздника сжигаемой.

Фольклор Чукчей включает космогонические мифы, мифологические и исторические предания, сказки о духах, животных, похождениях шаманов, былички и др. Мифология имеет общие черты с мифами коряков, ительменов, эскимосов и северо-американских индейцев: сюжет о Вороне - трикстере и демиурге - и др.

Традиционные музыкальные инструменты - варган (хомус), бубен (ярар) и др. Кроме ритуальных танцев были распространены также импровизированные развлекательные танцы-пантомимы. Характерен танец пичьэйнен (буквально "горлом петь"), сопровождавшийся горловым пением и выкриками танцующих.

Письменность с 1931 на основе латинской, с 1936 - на основе русской графики. Чукотский язык преподаётся в школах, на нём ведутся радио- и телепередачи, в Магадане издаётся литература. С 1990-х годов проблемами возрождения традиционной культуры Чукчей занимается Ассоциация народов Чукотки.

 

В.А. Тураев

По данным  Переписи населения 2002 года численность чукчей, проживающих на территории России, составляет 16 тысяч человек.

 

 

 

Источник: 


НАРОДЫ РОССИИ  Цитирование и перепечатка приветствуются
 при гиперссылке на сайт "НАРОДЫ РОССИИ" (www.narodru.ru).
Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Яндекс цитирования