Русские британцы или Мифический Лондонград

Велкам ту Раша или Какая Россия нам нужна?

"Недоучрежденное" государство РФ

Кем заселить Россию?

партнеры   сотрудничество   контакты   поиск  
НАРОДЫ РОССИИ

   Новости    СМИ    Публикации    Анонсы    Документы    Персоналии    Символика    Народы    Форум

 ПОИСК ПО САЙТУ
 РАССЫЛКА
 СООБЩЕСТВО

 МОНИТОРИНГ СМИ

12 октября 2004

Дмитрий Тарский

Пороховая бочка России

Провозглашая Кабардино-Балкарию "зоной мира и спокойствия", руководство республики скрывает правду и утрачивает контроль над ситуацией.

"Моя Кабардино-Балкария, республика гор и степей" - торжественная, словно религиозный гимн, песня встречала меня на вокзале Прохладного, второго по величине города Кабардино-Балкарской Республики. Расположенная в центре Кавказа, рядом с многострадальной Северной Осетией, Кабардино-Балкария считается "островом мира и стабильности" на Северном Кавказе. Но после бесланской трагедии на многое смотришь по-иному. Услышанная мной в день приезда патетичная, с трубами и фанфарами, песня ощущения стабильности у меня как-то сразу не вызвала.

ГОРОД, ГДЕ НЕ ХОЛОДНО И НЕ ЖАРКО

Пятидесятитысячный Прохладный - второй по величине город Кабардино-Балкарии. Раньше это был крупный промышленный центр. Сейчас из трех заводов работает только один - кабельный. Зато в последние годы выросли три водочных предприятия, а также завод по производству спирта. Кабардино-Балкария потеснила соседнюю Осетию и стала главным в России поставщиком дешевой водки. Помимо вполне качественного "заводского" зелья в республике производят много нелегального "самопала", стоящего здесь 8-10 рублей. За то и живут. Умеют в КБР делать не только водку, прохладненский винзавод производит прекрасные вина и великолепный коньяк. Но в Москве об этом даже не знают, да и рынок московский закрыт. Производство вина и коньяка малорентабельно, водку делать гораздо выгодней. Огромный спиртзавод возвышается сейчас прямо над старенькими корпусами винзавода. Виноградники уже начинают вырубать под посевы ячменя. Для производства спирта. А руководство республики винзаводу старается помочь: как в лучшие советские времена, ученики городских школ сняты с занятий и собирают для завода виноград.

Почему дети должны вместо учебы бесплатно работать на нужды приватизированного завода, непонятно, но указания властей здесь обсуждать не принято. Люди боятся всего, общее ощущение можно охарактеризовать одним словом - "безысходность".

НАЛЬЧИК

1 сентября, в день когда террористы захватили школу в Беслане, Кабардино-Балкария праздновала День Республики и 280-летие основания Нальчика, зеленой столицы республики.

В советское время датой основания Нальчика считали 1818 год, но в последние годы местные историки сдвинули дату основания на 1734-й. Теперь здесь живет почти треть населения республики - около 300 тысяч человек. Нальчик один из самых старых городов на Северном Кавказе.

Люди здесь приветливые и радушные. По вечерам ощущаешь себя в столице: вечерние бары, множество людей... Но в гостинице меня уже остерегли от вечерних прогулок по темным закоулкам, окраинным микрорайонам и пуще всего по городскому парку. Обилие дешевого алкоголя, безработица и наркомания (конопля растет здесь прямо на улицах) безопасности не способствуют. Как нельзя судить о России по Москве, так нельзя судить о местной жизни по интернациональному и благоустроенному Нальчику. За его пределами жизнь совсем иная и гораздо более страшная.

РУССКИЕ УЕЗЖАЮТ

Между кабардинцами и балкарцами существует стойкая неприязнь, и те и другие стараются без лишней надобности не ездить на территорию друг друга. Нальчик является нейтральной территорией. Балкарцы живут в горных районах, кабардинцы и русские на равнине. В сельских районах, с повальной безработицей, возникают основные очаги агрессивного ваххабитского экстремизма. Лишенная перспектив молодежь, как балкарская, так и кабардинская, от тоски и безысходности легко воспринимает идеи об "имперской России, угнетательнице Кавказа" или "исламском братстве всех мусульман". Мне рассказывали о целых селениях, в которых вся молодежь стала ваххабитами. "Ваххабитским городом", "черной дырой" называют Тырныауз, маленький город в Баксанском ущелье. После закрытия горно-обогатительного комбината, кормившего город, работы там нет вообще. По рассказам, там нет не только работы, но и власти и закона, квартиры там продают за бесценок или просто бросают. В 2001 году в Тырныаузе была открыта маленькая православная церковь. Через несколько дней, днем, священник был зарезан прямо у алтаря.

Наличие ваххабитского экстремизма власти тут признают, добавляя, что "все четыреста активных приверженцев ваххабизма властям известны и с ними проводится профилактическая работа". Но власти всячески замалчивают тему национализма бытового. В начале девяностых в сознание активно внедрялась мысль "об исторической вине России перед кавказскими народами", издавалось множество антирусских книг и газет. Сейчас страсти поутихли. Но многие представители национальной молодежи, равнодушные к религии и отделению от России, искренне считают русских "пришельцами", обязанными всегда уступать дорогу "коренным нациям" или "убираться в свою Россию".

Старшее и среднее поколение обоих коренных народов настроено в духе братства с Россией и русскими и очень сильно тоскует по советским временам. Именно старшее поколение сдерживает агрессивный пыл своей молодежи. Мусульманская религия в Кабарде никогда не порождала крайних агрессивных форм. Не было тут и притеснений по национальному признаку, русские и кабардинцы всегда жили рядом в мире, но сейчас ситуация все более ухудшается. Уменьшившаяся за десять лет на тридцать процентов доля русского населения это явно показывает.

Если еще учесть царящие здесь семейственность и клановость, бесправие и произвол властей, то можно понять, почему русские называют ситуацию в КБР "ползучей Чечней" и почему они уезжают из республики.

МЫ ЗНАЕМ, ЧТО ТАКОЕ БЕСЛАН

Клановость здесь является основой жизни. Все значимые должности занимаются родственниками или на основе личной преданности. Все руководство, подобно коммунистической номенклатуре, спаяно в несокрушимый монолит. Законы в этом случае заменяет "телефонное право". Обратная сторона такой системы - полная безнаказанность и произвол одних и абсолютное бесправие других. Какая из национальностей в КБР наиболее бесправна, догадаться нетрудно. Суду, милиции и прокуратуре тут никто не верит. Мне рассказывали множество вопиющих, чудовищных примеров беззакония.

В Прохладненском районе есть большая станица Солдатская, рядом с ней, за небольшой рекой, лежит кабардинское село Карагач. Всегда, с самого момента основания Солдатская и Карагач жили мирно. Но в последние десять - двенадцать лет жить в Солдатской стало просто страшно. Избиения, изнасилования, убийства стариков прямо во дворах собственных домов стали обыденностью. Постоянные набеги кабардинской молодежи на автомобилях и даже на лошадях шли под лозунгами "Русские, уходите с нашей земли", "Мы вам устроим вторую Чечню". Как-то группа бандитов, вооруженная арматурными прутьями и бейсбольными битами, в очередной раз ворвалась в Солдатскую. Зверски избив по пути трех прохожих, с националистическими криками они подъехали к дому казачьего атамана и замглавы администрации Солдатской Сергея Штыря, начали избивать его дочь, сидевшую у ворот. На крики выбежал сам Штыря с ружьем и тут же получил удар арматурным прутом по голове. Защищая свою дочь, которую насильно пытались посадить в машину, окровавленный Штыря открыл огонь по колесам и ранил одного из нападавших. Сбежавшиеся жители окружили налетчиков, вызвали милицию. Приехавшие кабардинские милиционеры с налетчиками стали демонстративно обниматься, и все вместе спокойно уехали. Как и во всех подобных случаях, никакого разбирательства не было, уголовное дело не открывалось. Особая, жуткая ирония состоит в том, что станица Солдатская - это родина Сергея Шахрая, главного архитектора национальных отношений ельцинской эпохи. Много раз пытались станичники просить помощи и защиты у именитого земляка, но тот ни разу не снизошел даже до ответа. Салаутдин Темирбулатов (на фото из зала суда), может, один только осужден за убийство и терроризм пожизненно.

После бесланских событий в Кабардино-Балкарии не изменилось ничего. Госслужащие добровольно-принудительно перечислили однодневный заработок в помощь детям Беслана, в селах и городах прошли сходы и собрания с участием представителей властей. На этих мероприятиях постоянно звучали слова о "многовековой дружбе", "контроле за ситуацией", "необходимости сохранять спокойствие". Люди молча слушали и молча расходились. Но в станице Солдатской люди молчать не стали. "У нас тут свой постоянный Беслан" - таков был лейтмотив выступлений жителей станицы. Но районный прокурор, присутствовавший на сходе, на жалобы жителей ответил так: "Все, что вы говорили, в Кабардино-Балкарии происходить не может".

В своем выступлении после бесланских событий Владимир Путин говорил, что главное средство борьбы с экстремизмом и терроризмом - это формирование гражданского общества. Но о каком гражданском обществе можно говорить при фактически феодальном режиме?



Источник: Мир новостей


НАРОДЫ РОССИИ  Цитирование и перепечатка приветствуются
 при гиперссылке на сайт "НАРОДЫ РОССИИ" (www.narodru.ru).
Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Яндекс цитирования