Русские британцы или Мифический Лондонград

Велкам ту Раша или Какая Россия нам нужна?

"Недоучрежденное" государство РФ

Кем заселить Россию?

партнеры   сотрудничество   контакты   поиск  
НАРОДЫ РОССИИ

   Новости    СМИ    Публикации    Анонсы    Документы    Персоналии    Символика    Народы    Форум

 ПОИСК ПО САЙТУ
 РАССЫЛКА
 СООБЩЕСТВО

 МОНИТОРИНГ СМИ

04 апреля 2005

Национальные культуры немыслимы без языка

Недавно в Казани на базе татаро-английской гимназии N155 состоялась научно-практическая конференция "Развитие культурной компетенции учащихся средствами этнокультурного компонента образования", организатором которой выступило городское управление образования. Кроме педагогов и ученых Казани, в ней приняли участие руководители образовательных учреждений Башкортостана, Хакассии и Калмыкии.

В своем докладе начальник управления образования Казани Ильдар Галиахметов подчеркнул, что реорганизация системы образования с учетом интересов всех народов находится под постоянным вниманием городских властей. В 2002 году была принята программа по сохранению, изучению и развитию языков народов, проживающих в Казани. Для ее реализации создан городской целевой фонд в размере одного процента бюджетных средств и организован отдел по делам национальностей.

В городе функционирует многонациональная воскресная школа с армянским, азербайджанским, арабским, английским, ассирийским, башкирским, белорусским, грузинским, итальянским, киргизским, казахским, марийским, мордовским, еврейским, немецким, польским, чувашским направлениями, которая работает в тесном контакте с Ассоциацией национально-культурных обществ Татарстана. Здесь более 500 учащихся вместе со своими родителями изучают свой родной язык, историю своего народа, традиций и обычаев, искусство и литературу. Филиалы городской многонациональной воскресной школы функционируют во всех районах Казани.

Наличие в городе школ с различными языками обучения сочетается с тесным взаимодействием детей разных национальностей. Это достигается проведением совместных мероприятий, изучением культуры соседних народов и мировой культуры. Преподавание двух государственных языков всем учащимся также способствует воспитанию толерантности.

По словам Галиахметова, в школах города Казани все дети русских (100 процентов) обучаются и воспитываются на родном языке. В этом учебном году 37 процентов детей-татар обучаются на родном языке, а 61 процент получают образование в классах с татарским языком воспитания. В 47 учреждениях образования (из 187) учебно-воспитательный процесс ведется на татарском языке. Татарский язык и литература изучаются всеми учащимися с 1990 года. С 1998 года с 1 по 9 классы государственные языки Республики Татарстан изучаются в равных объемах, кроме школ с углубленным изучением иностранных языков, учебные планы которых согласовываются с Министерством образования и науки Республики Татарстан. Преподавание татарского языка и литературы осуществляют 1631 учителей татарского языка и литературы.

В общеобразовательных школах с татарским языком обучения с первого класса углубленно изучается английский язык. Воспитательный процесс в начальных классах строится на принципах татарской народной педагогики. В дальнейшем учащиеся интегрируются в русскую культурную среду и в старших классах – в мировую культуру. Воспитание на традициях истории и культуры своего народа дает эффективные результаты. В этих учреждениях образования не наблюдаются факты правонарушений, такие негативные явления, как наркомания, токсикомания и др.

Несмотря на сравнительно небольшой период развития для учреждений образования, национальные школы и гимназии показывают хорошие результаты. В прошлом учебном году 85 процентов выпускников продолжили обучение в высших учебных заведениях при общегородском показателе 82 процента. Такие гимназии, как NN2, 155, 16, 18, лицеи-интернаты NN 2, 4, 7, ведущие преподавание ряда предметов на английском языке, из года в год обеспечивают стопроцентную поступаемость в вузы. Гимназия N 2 имени Шихабетдина Марджани заняла первое место в республиканском конкурсе "Школа года".

Управлением образования ведется большая работа с родительской общественностью по повышению роли родного языка в воспитании ребенка в семье, по интернациональному воспитанию и разъяснению законов РТ "О языках народов РТ" и "Об образовании РФ". Как итог этой работы, проводятся ежегодные городские родительские конференции. Все мероприятия с учащимися города проводятся на двух государственных языках, с участием всех школ, независимо от языка обучения. Отмечаются праздники народов, проживающих в Казани, во всех учреждениях дополнительного образования организованы отделы национальных культур. На сегодняшний день 65 процентов детей от общего количества учащихся посещают учреждения дополнительного образования. Готовясь к 1000-летнему юбилею родного города, дети участвуют в различных конкурсах, фестивалях, научно-практических конференциях, защищают рефераты по темам, связанным с историей столицы, проживающих здесь народов, тем самым обогащают себя духовно и нравственно.

Новые условия заставляют пересматривать прежние позиции, ставят педагогов перед необходимостью искать новые подходы к обучению и воспитанию подрастающего поколения.

Преподавание русского языка и литературы в городе осуществляют 717 учителей в школах с русским языком обучения и 120 учителей в школах с татарским языком обучения. Несмотря на тот факт, что 100 процентов детей-русских обучают на родном языке, есть необходимость формировать сети образовательных учреждений с русским этнокультурным компонентом образования. Сегодня в городе функционируют 9 гимназий и школ с русским этнокультурным компонентом. В течение минувшего года отрабатывалась модель русской национальной гимназии в условиях двуязычного региона. Для ее создания и научного руководства действует совет директоров гимназий с русским этнокультурным компонентом, привлекаются ученые города.

Учреждения с русским этнокультурным компонентом отличаются тем, что в них уделяется большое внимание на изучение истории, традиций, культуры русского народа. Так, в гимназии N 93 Советского района благодаря введению факультативного курса "Введение в русскую философию" учащиеся имеют представление о мировоззрении, идеях русских философов, зарождении русской философии. В среднем звене введен курс русской художественной культуры, в старших классах – факультатив "Введение в этнографию".

Можно сказать, что культурологический аспект в преподавании – фундамент гуманитарного филологического образования. В ряде школ преподаются авторские курсы. Так, на протяжении последних 10 лет Т.Першагина, учитель гимназии N55, преподает авторский курс "Русская литература в контексте мировой художественной культуры", в основе которого – целостная методика системно-комплексного анализа художественного произведения. Обобщен и распространен опыт работы по организации учебно-воспитательной работы в классах с татарским языком воспитания по авторским программам учителей татарского языка и литературы школы N 77 Н. Мусаяповой "Духовно-нравственное в классах с татарским языком воспитания" и И.Тимуршиной "Нравственность – основа воспитания".

Обобщены опыт работы в масштабе района и города заместителя директора по национальному образованию школы N 95 Н. Гилязовой по преподаванию татарского языка на основе латинской графики (издана экспериментальная программа для 1-3 кл.), зам. директора школы N 19 В.Яковлевой – по обучению русскоязычных учащихся татарской литературе, учителя гимназии N 15 Г. Валиевой по преподаванию татарского языка по методике К. Рахимова, учителя школы N 114 Р. Тактамышевой – метод интерпретации на уроках татарского языка и литературы, школы N 140 – по интегрированному обучению филологических дисциплин, работ учителей школ

N N141, 126, 90, 95 – по методике И. Литвинова (творческой группой выпущен учебник для 1 -2 классов, подготовлен для 3 класса), работа методиста по национальному образованию Вахитовского района С.Губайдуллиной по организации работы школы молодого учителя татарского языка и литературы.

В ряде школ организованы такие предметные кружки, как "Культура речи", "Русская словесность", "Юный лингвист", "Яшь эдэбиятче", "Нефис суз остасы" и другие.

Осознанная потребность обращения каждого народа к своему культурному прошлому, возрождение декоративно-прикладного искусства и народно-художественных промыслов дают широкие возможности для значительного улучшения нравственного, трудового, физического и эстетического воспитания подрастающего поколения. Одной из форм сохранения интереса к своим корням, культуре, языку является организация народных фольклорных праздников – "Караван", "Масленица", "Науруз", "Карга боткасы", "Сабантуй", фольклора народов Поволжья и многое другое.

Совершенствованию учебного процесса, обогащению его передовой научной мыслью во многом способствуют достижения ученых. Сотрудничество с вузами помогает решать различные научно-методические проблемы, быстро и продуктивно осваивать нестандартные способы учебной работы. Свыше 70 гимназий, лицеев, общеобразовательных школ сотрудничают с учеными и преподавателями кафедр русской и татарской филологии КГУ, КГПУ и других вузов.

Проверка усвоения знаний учащимися является одним из способов повышения качества знаний. Поэтому ежегодно два раза в год (в январе и апреле) проводятся городские контрольные работы по русскому и татарскому языкам.

В соответствии с Программой развития образования проведена компьютеризация казанских школ. Разработаны компьютерные тесты по контролю знаний учащихся, обучающие программы.

Городским информационно-диагностическим центром создан информационно-образовательный портал "Казанская региональная образовательная сеть", разработан проект "Виртуальной татарской гимназии" для дистанционного обучения языков, литературы, истории и других предметов (по учебному плану).

Управлением образования организовано сотрудничество с регионами Российской Федерации. Планомерно и систематически оказывается методическая помощь татарским школам и классам за пределами Республики. Каждая школа города с татарским языком обучения поддерживает связь с определенным регионом компактного проживания татар. В прошлом учебном году переданы для использования в учебно-воспитательной деятельности учебники и учебные пособия:

  • 1780 экз. – в Москву и в школы Тюменской, Оренбургской, Ульяновской областей;

  • 1500 экз. – в Горно-Алтайскую республику и Курганскую область;

  • 1800 экз. – в Красноярскую область.

Представители регионов принимают участие на научно-практических семинарах, конференциях, организуются выездные мероприятия. Основной целью последних является изучение деятельности образовательных учреждений с татарским этнокультурным компонентом, оказание методической и практической помощи в преподавании татарского языка и литературы, взаимный обмен опытом использования новых технологий в изучении родного языка. В ходе работы проводятся консультации по методике преподавания татарского языка, круглые столы на тему "Проблемы развития национального образования".

Среди учащихся Казани 50 процентов – дети-русские, 47 процентов- дети-татары, остальные 3 процента составляют дети народов около 100 национальностей. Такой учет детей ведется только в Татарстане и Башкортостане. Центральная власть уклоняется от контроля и организации обучения детей на родном языке. Согласно закону РФ "Об образовании", язык обучения определяется местными органами власти, преподавание государственных языков республик в составе РФ ведется согласно законодательству этих республик. Но особенность России заключается в том, что основная часть татар, исторически проживающих на своих землях, оказались формально в других регионах и республиках РФ. Необходимо учесть интересы малых народов через институты центральной власти и центральные средства массовой информации, предоставив возможность изучения родного языка и культурного общения на родном языке. В настоящее время количество детей-татар, обучающихся в школах России, неизвестно, поэтому невозможно определить необходимое количество учителей и учебников даже для обучения родному языку. Также не поддается оценке количество детей татар, лишенных возможности изучать родной язык.

Работа школ с татарским языком обучения в регионах Российской Федерации не имеет достаточной организации. Очень много обращений с просьбой предоставить учебники, учебные планы и других элементарных для общеобразовательных учреждений потребностей. Для сохранения единства страны это недопустимо и на практике ведет к воспитанию враждебных настроений. Проблема изучения татарского языка как родного в Российской Федерации стоит еще острее, по сути дела, вырастает поколение татар, лишенных возможности изучать в школе родной язык.

В заключение докладчик внес следующие предложения:

  • создать при Министерстве образования и науки РФ межрегиональную комиссию по национальному образованию;

  • организовать учет детей различных народов в учреждениях образования РФ через введение соответствующих изменений в формы государственной отчетности;

  • восстановить отдел национального образования Министерства образования и науки РФ.

03.03.2005

Источник: Татарские края (Казань)


НАРОДЫ РОССИИ  Цитирование и перепечатка приветствуются
 при гиперссылке на сайт "НАРОДЫ РОССИИ" (www.narodru.ru).
Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Яндекс цитирования