Русские британцы или Мифический Лондонград

Велкам ту Раша или Какая Россия нам нужна?

"Недоучрежденное" государство РФ

Кем заселить Россию?

партнеры   сотрудничество   контакты   поиск  
НАРОДЫ РОССИИ

   Новости    СМИ    Публикации    Анонсы    Документы    Персоналии    Символика    Народы    Форум

 ПОИСК ПО САЙТУ
 РАССЫЛКА
 СООБЩЕСТВО

 МОНИТОРИНГ СМИ

28 июня 2005

Салихат Гамзатова

"Тайны кайтагской вышивки"

В республиканском Музее изобразительных искусств им. П.С. Гамзатовой в апреле работала выставка золотой и шелковой вышивки, представившая музейную коллекцию этого вида народного искусства почти в полном объеме. К ее открытию музей подготовил два издания: богато иллюстрированный буклет, сопровожденный статьей зав. отделом ковров и тканей А. Магомедовой, с ее частью читатели могли познакомиться в майском номере нашего журнала за прошлый год, и книгу дагестанского краеведа Габиба Исмаилова "Даргинская вышивка". Этот вид народного искусства получил достаточно условное название – "кайтагская вышивка".

Оно представляет собой прямоугольные куски ткани, размером приблизительно 50х100 см, обычно хлопчатобумажной, очень редко – шелковой, расшитой шелковыми нитками. О них как об интересных произведениях искусства писали уже в начале 50-х годов ученые из Москвы Е.М. Шиллинг, Э.В. Кильчевская, А.С. Иванов. Но они просто отмечали их внешние особенности, и селения, в которых они изготовлялись – в основном села Кайтагского района. Отмечалось также, что подобные вышивки встречались и в аварских селах. Как образцы текстильного искусства экземпляры вышивок находились в Музее народов Востока и Государственном историческом музее в Москве, Музее этнографии и Эрмитаже в Санкт-Петербурге, но объектом пристального научного изучения они не стали.

Только приезд в середине 80-х годов в Дагестан английского этнографа Р. Ченсинера положил начало подлинному интересу к этому удивительному виду искусства. Р. Ченсинер, будучи не только ученым, но и, думается, в большей степени предпринимателем, вывез в Англию огромную коллекцию вышивок и опубликовал в 1993 году в Лондоне великолепно иллюстрированный каталог "Кайтаг. Текстильное искусство из Дагестана". С тех пор интерес к вышивкам неуклонно возрастал, а спрос у зарубежных коллекционеров и высокие цены послужили причиной того, что кайтагские вышивки оказались почти полностью вывезенными на Запад. Сегодня в Дагестане только в нашем музее, в Государственном объединенном музее и у нескольких частных лиц сохранились еще последние экземпляры. При этом многие кайтагские вышивки, которые сейчас фигурируют в зарубежных каталогах, поражают удивительным рисунком, восхитительной работой, и аналогичных лучшим из них сегодня нет ни в дагестанских, ни в российских музеях.

В нашей коллекции хранится, к сожалению, всего 14 кайтагских вышивок, при этом только семь представляют действительно уникальные, богатые по цветовой гамме и самобытные по рисунку произведения конца XVIII – начала XIX века. Остальные семь выполнены уже в начале XX века с применением химических красителей и не могут ни в какой мере конкурировать со своими "предшественницами".

Не менее характерна (как пример равнодушного отношения к произведениям, которые составляют гордость дагестанского искусства) и история их научного изучения. После выхода в Лондоне альбома по кайтагскому искусству в известном международном журнале "HALI", специализирующемся на ковроделии и вышивке, были опубликованы большая статья о кайтагских вышивках и рецензия на книгу Р. Ченсинера заведующего отделом искусства Востока Государственного Эрмитажа Анатолия Иванова. В Дагестане же за все это время вышли только две газетные статьи научных сотрудников Музея изобразительных искусств: Джамили Дагировой и Айшат Магомедовой. В основе их была информация, переведенная А. Магомедовой из английских изданий, и они имели популяризаторский характер. Подлинное же изучение кайтагских вышивок дагестанскими учеными так и не началось. Информация об этих уникальных изделиях собиралась на уровне любителей и коллекционеров, приобретавших их. Поэтому сегодня выход книги Габиба Исмаилова "Даргинская вышивка", безусловно, очень значимое событие для дагестанского искусствоведения и для дагестанской культуры.

Габиб Исмаилов – человек самозабвенно и бескорыстно влюбленный в искусство шелковой вышивки. Одним из первых, если не первым, он оценил ее красоту и уникальность. Будучи родом из селения Гапшима Акушинского района, он, в то время преподаватель сельской школы, по возможности приобретал вышивки для собственной коллекции. Но судьба Исмаилова-коллекционера оказалась значительно менее удачной, чем судьба ученого. И все же благодаря его страсти многие экземпляры кайтаг-ской вышивки оказались зафиксированы хотя бы в фотографиях.

В начале 90-х Исмаилов начал изучать историю этих вышивок. Сведения, изложенные им, легли в основу статьи Р. Ченсинера в уже названном лондонском каталоге. Его, а также Магомедхана Маго-медова и Рамазана Хаппалаева автор благодарит за оказанную помощь во вступительной статье к своему альбому. За прошедшие с того момента двенадцать лет интерес Г. Исмаилова к искусству кайтагской вышивки не угасал, он продолжал этнографическую работу, и уже к 2004 году им был собран уникальный материал, который автор мечтал опубликовать. Но его попытки оказались тщетными. Лишь при помощи нескольких людей, понимающих ценность работы Исмаилова, его книга количеством всего в 100 экземпляров была издана в апреле этого года и ее презентация состоялась в нашем музее при открытии упомянутой выставки.

Собранные Исмаиловым, ныне преподавателем школы N 30 г. Махачкала, сведения действительно бесценны.Он первым определил ареал распространения кайтагских вышивок, расширив его и отметив, что, помимо сел верхней части Кайтагского района, такие же вышивки изготавливались в селах верхней части Акушинского района, а также в аварских селах Согратль, Чох, Ругуджа, Кикуни.

Г. Исмаилов выделил типы орнамента и локальные центры, в которых они вышивались. Он также высказал достаточно убедительные предположения об истории их возникновения. Они изготовлялись в районах, через которые проходил путь иранской армии в XVII веке. Подобные вышивки в это время уже делались в Иране, и иранские воины могли взять их с собой, чтобы закрывать во время похоронного обряда лица убитых (так же впоследствии использовались и дагестанские вышивки). Иранские вышивки, по предположению Г. Исмаилова, могли попасть к дагестанцам в качестве трофеев и стать отправной точкой для изготовления аналогичных. С другой стороны, Исмаилов отметил, что в селах Акушинского района позже других был принят ислам, вследствие чего традиции доисламских верований сохранились в них более глубоко и отразились в символике вышивок, сделанных в этом районе.

Автор подробно рассматривает знаки, включенные в орнамент кайтагских вышивок, и проводит очень интересные параллели между ними и аналогичными изображениями на старинных изделиях декоративно-прикладного искусства дагестанцев: на намогильных плитах, деревянных изделиях, войлоках, коврах. Еще более удивительные аналогии проводит он между знаками на кайтагских вышивках и буквами албанского алфавита и татуировками горянок. Еще в 2002 году им была написана и опубликована книга "Татуировки горянок Дагестана", на которую он делает ссылки. Автор привлекает многочисленные собранные им сведения о сохранившихся до последнего времени древних народных ритуалах, совершаемых во время празднеств "Первой борозды", свадебного шествия. Очень интересен иллюстративный материал, включенный в книгу: это и фотографии вышивок и различных объектов, на которых запечатлены знаки и узоры, которые мы встречаем на вышивках. Весь материал собран автором во время его многочисленных экспедиций в дагестанские села и впервые опубликован в этом издании. К сожалению, весь имеющийся иллюстративный материал не был включен в книгу из-за отсутствия средств. Но, думается, дальнейшие творческие исследования автора и его богатейший фотоархив будут опубликованы.

Уникальный материал опубликован Г. Исмаиловым и об усишинских вышивках, которые изготавливались жительницами селений Усиша и Зилмук. Эти вышивки являлись их свадебными платками, в них же их и хоронили. Подобные платки и сейчас берегут пожилые жительницы этих селений, не собираясь нарушать традицию: в них они завещали своим детям похоронить их. Изображения на вышивках имели охранное значение, они защищали невесту от злых сил, ту же роль они должны будут играть и в загробном мире. Платки богато украшены различными знаками и узорами, очень часто на них изображаются лабиринты, фигуры всадников. Конкретное значение этой символики, ее связь с обрядами, в которых она использовалась как оберег, таит в себе очень много интересного, раскрывающего мировоззрение людей того времени.

В советские годы нас учили, что незаменимых людей нет, и я верила, что это так. Сегодня я думаю, что есть дела, которые могут осуществить только конкретные люди, и если нет таких людей, то дело так и останется невыполненным, явление, которое ждет своего исследователя, останется неизученным. Теряется драгоценное время, уходят свидетели, которые способны сообщить сведения, в должной мере понятные только специалистам, целый пласт удивительной культуры так и может остаться непонятым и неразгаданным. Благодаря энтузиазму Г. Исмаилова мы получаем сегодня бесценную информацию о нашей культуре, которая, как платки усишинок, тоже могла уйти в сырую землю. Мы рады, что хотя и очень поздно (жаль, что такая работа не велась в 40-80-е годы уже прошлого века), но у нас есть талантливый краевед, беззаветно преданный изучению культуры родного края. Я поздравляю Габиба Исмаилова с выходом его книги и желаю ему такого же неиссякаемого энтузиазма, силы и осуществления всех его творческих исследований, которые так нужны всем ценителям дагестанского искусства, всем патриотам Дагестана.

Будем надеяться, что феномен культуры, который носит название "кайтагская вышивка" еще раскроет перед нами свои удивительные тайны. А с самими "кайтагскими" произведениями вы сможете познакомиться в новой расширенной экспозиции ДМИИ им П.С. Гамзатовой.

25.06.2005

Источник: Дагестан (Махачкала)


НАРОДЫ РОССИИ  Цитирование и перепечатка приветствуются
 при гиперссылке на сайт "НАРОДЫ РОССИИ" (www.narodru.ru).
Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Яндекс цитирования