Русские британцы или Мифический Лондонград

Велкам ту Раша или Какая Россия нам нужна?

"Недоучрежденное" государство РФ

Кем заселить Россию?

партнеры   сотрудничество   контакты   поиск  
НАРОДЫ РОССИИ

   Новости    СМИ    Публикации    Анонсы    Документы    Персоналии    Символика    Народы    Форум

 ПОИСК ПО САЙТУ
 РАССЫЛКА
 СООБЩЕСТВО

 МОНИТОРИНГ СМИ

15 сентября 2005

Наталия Кононова

Каменец на Подолье

Здесь много веков учились мирному сосуществованию

Шестой день продолжается исследовательское путешествие "Украина. Восток-Запад: путь к взаимопониманию". Ночью мы въезжаем в Каменец-Подольский, миновав черные очертания непонятной для нас пропасти, поутру оказавшейся дивным каньоном (с речкой Смотрич и водопадами).

ГОРОД МЕЖНАЦИОНАЛЬНОГО ЕДИНСТВА

- Вы попали как раз туда, куда надо, – улыбнулся городской голова Александр Васильевич Мазурчак. – Именно Каменец-Подольский – город межнационального украинского единства...

Часть города расположена в каньоне, омываемом речкой Смотрич, причем в этом месте она делает петлю. Когда-то при опасности вражеского нападения речка перекрывалась, и вода заполняла ров, а караульные кричали: "Смотри! Смотри!". Каменец заселен плотнейшим образом, в нем спокойно сосуществуют украинцы, русские, поляки, армяне, евреи.

Гордость города – Музей Магдебургского права. Расположен он в здании, где собирался магистрат для обсуждения и принятия наиболее важных городских решений, что, вероятно, в значительной мере обусловило достижение компромисса между многонациональным составом этого городка. Сегодня в отреставрированном зале магистрата городской совет проводит самые значимые мероприятия. Мы узнаем и о том, что в этом городе был "взращен" суперпрофессиональный палач по имени Агий, которого даже арендовали в случае необходимости другие города. (Вот откуда поговорка "Агий на твою голову!")

Как оказалось, сегодня Каменец-Подольский переживает апогей туристической востребованности. Очень модно стало проводить здесь самые разнообразные праздники и шоу, сюда за многие сотни и тысячи километров стремятся туристы, звезды, крутые бизнесмены, творческие коллективы. Далеко за пределами Украины уже знают и любят такие праздники, как "Рыцарский турнир", "Казацкие забавы", "Праздник национальных культур", конечно же джампинг (прыжок с моста в реку Смотрич на канате вниз головой), а также соревнования на воздушном шаре – "кулi", в том числе и перелеты под мостом – очень непростые и экзотические...

ТОЛЕРАНТНОСТЬ И КОМПРОМИСС

Много столетий назад Каменец-Подольский в силу географического положения оказался перевалочным пунктом между античным и праславянским миром, между Западом и Востоком, между христианством и исламом. В вековой борьбе и созидании он, в конце концов, сумел соединить в себе разные мировоззрения, культуры, как и свой многонациональный состав.

Вот что говорит историческая справка: возникнув на рубеже ХII- ХIII веков, Подолье и Каменец первоначально становятся частью Великого княжества Литовского. Князья Корятовичи честно пытались выстроить административную структуру Подолья, где боярская элита состояла в основном из русинов (украинцев) и незначительной части польской шляхты, таким образом, чтобы создать мощный, хорошо заселенный город-крепость. В 1374 г. городу выдается грамота, благодаря которой он на 20 лет освобождается от налогов. Однако в ХV веке Каменец отвоевывает Польское королевство. Реализация программы католического строительства наталкивается на реальную нехватку свободных территорий: город был застроен православными церквями.

КАМЕНЕЦКАЯ ЭКЛЕКТИКА

Польские строители блестяще решили эту проблему – на западном краю острова, на узкой полосе шириной в 90 метров и длиной в 900 метров, они разместили цепь монастырей, образовав таким образом величественный "католический фасад" православного города. В этот комплекс вошли: монастыри доминиканок, кармелиток, кармелитов, иезуитов, францискан-цев, тринитариев, кафедральный костел и костел Св. Катерины. Затем на 27 лет сюда приходят турки, которые занялись укреплением крепости и одновременно довели город до невиданной разрухи. Особенно пострадали христианские святыни и жилые дома. Однако в 1699 году после подписания Карловицкого соглашения Подолье с Каменцом было возвращено Польше, стала действовать договоренность: турецкие святыни не трогать. Экзотичным и поучительным примером является история восстановления кафедрального костела Петра и Павла, в котором воплощены практически все архитектурные стили (от романского до неоготики). Его в свое время турки успели переделать на мусульманский минарет, а когда костел после турок стали восстанавливать, победители христиане долго мучились, что же делать? В конце концов минарет не тронули, выйдя из довольно щекотливой ситуации оригинальнейшим образом: на нем взяли да и поставили золоченую статую Девы Марии! В итоге получился совершенно уникальный костел, соединивший в себе атрибутику разных религий.

Мы наблюдали украинскую свадьбу в греко-католической церкви, церковные обряды без какой-либо привязки к вере посещающих храмы.

- Вообще греко-католические церкви – наиболее демократичные по отношению к тем, кто их посещает, – отметила наш экскурсовод, директор информационно-туристического центра Ирина Чекашкина.

- У нас нет никаких проблем языкового и религиозного характера, – уверил нас мэр Мазурчак. – Есть польская школа, три храма римо-католиков, греко-католический храм, две церкви Московского патриархата, одна – Киевского, одна автокефальная церковь. Сейчас русские еще строят церковь. Наше население многие сотни лет слишком плотно проживало на этой маленькой территории, и ему всегда приходилось учиться мирно сосуществовать.

АРМЯНСКИЙ РЕНЕССАНС

Если спросить о главных достопримечательностях города, то вам непременно назовут три: городская Ратуша, Старая крепость (помните знаменитую книгу Владимира Беляева "Старая крепость" – это тут разворачиваются необычайные приключения ее героев) и Армянская площадь.

Герб города включал гербы трех общин, один из которых – армянский с изображением золотого руна.

- Армянская община в Каменце была одной из наиболее сильных, – подтвердил заместитель городского головы по гуманитарным вопросам Олег Демчук. – Армяне жили здесь издавна, начиная с XIII века, и занимались преимущественно торговлей. Сегодня в Каменце началось возрождение некогда самого большого в городе армянского храма, взорванного в 30-е годы. До недавних пор в уцелевшей колокольне находилась украинская православная церковь, и обе церкви претендовали на фундамент бывшего храма. Общинам удалось договориться.

Артур Гаспарян, руководитель армянской общины, с готовностью рассказал про ближайшие планы общины.

- Пока задача восстановления храма не стоит, – уточнил он. – Сейчас мы пытаемся привести в порядок территорию, вывезти весь мусор. В это дело включилась вся армянская община, которая сегодня насчитывает около семи тысяч человек. В архивах найдены чертежи прежнего храма, раскопаны подземелья церкви, приведен в порядок армянский квартал.

ФЕОДАЛ-РЕВОЛЮЦИОНЕР

Местные краеведы рассказали нам удивительную историю о том, как на Подолье на рубеже XVIII-XIX веков родилось и даже 30 лет просуществовало удивительное государство майора польской армии, помещика Игнатия Сцибор-Мархоцкого – со своей экономикой и Конституцией.

Как оказалось, ничто не помешало оригиналу и подвижнику в своем роде пану Мархоцкому, который всегда ходил в римской тоге с жезлом в руке, взять да и объединить 15 своих сел в самозванную республику, а несколько тысяч своих крестьян освободить от крепостного права еще в 1795 году. (Первым о Миньковецком государстве рассказал местный учитель Григорий Гавинчук.) Якобы именно благодаря успешной реформе Мархоцкому и удалось заработать свой большой капитал, на который он построил несколько заводов, типографию, храмы и крепость.

Прогрессивный феодал организовывал в своих владениях языческие праздники и читал проповеди в церкви. Та расценивала эти действа как преступление и даже несколько раз... сажала Мархоцкого за решетку. Однако своего строптивого господина, как ни странно, спасли селяне – они попросили российского царя освободить его, и тот согласился.

И неудивительно. Ведь, как свидетельствуют местные краеведы, 15 сел благодаря этому легендарному человеку получили свою собственную Конституцию и на 66 лет раньше, чем в России, освободились от крепостного права. Помещик установил в своих владениях самоуправление, суд присяжных, заменил смертную казнь принудительным трудом. Самым большим наказанием для миньковецких нарушителей считалось попасть в Таврию – там хозяин выкупил земли и создал трудовую колонию.

13.09.2005

Источник: Киевские ведомости (Киев)


НАРОДЫ РОССИИ  Цитирование и перепечатка приветствуются
 при гиперссылке на сайт "НАРОДЫ РОССИИ" (www.narodru.ru).
Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Яндекс цитирования