Русские британцы или Мифический Лондонград

Велкам ту Раша или Какая Россия нам нужна?

"Недоучрежденное" государство РФ

Кем заселить Россию?

партнеры   сотрудничество   контакты   поиск  
НАРОДЫ РОССИИ

   Новости    СМИ    Публикации    Анонсы    Документы    Персоналии    Символика    Народы    Форум

 ПОИСК ПО САЙТУ
 РАССЫЛКА
 СООБЩЕСТВО

 МОНИТОРИНГ СМИ

25 октября 2005

Владимир Цеквава, Татьяна Воронова

Вольный ветер Аибги

Есть на нашей планете такие места, которые необъяснимо отличаются от окружающего мира, незримо притягивают к себе и остаются в сердце навсегда. Одно из них находится совсем рядом, но добраться до него непросто. Вроде бы малое село в горах, а известно в больших мегаполисах, и не только в нашей стране. Казалось бы, цивилизация здесь сделала крюк в обход поселения на берегах своенравной реки Псоу, а все-таки знающие люди утверждают, что космос в этих местах гораздо ближе и понятнее. Все эти парадоксы — о самой южной точке России, селе Аибга, которое по праву называют затерянным раем.

Мы отправились в это дальнее горное село вместе с бригадой, организованной администрацией Адлерского района. Возглавила группу специалистов заместитель главы администрации района по социальным вопросам Нелли Илюк. Вопросов к социальным службам у жителей Аибги накопилось немало, а выбраться в нужное учреждение не каждому под силу. Тем более, что сегодня в селе проживают в основном люди преклонного возраста.

Предупрежденные об отсутствии плодов цивилизации, члены бригады везли с собой дизель, ксерокс, компьютер с базой данных да гостинцы ребятам на местную погранзаставу.

Добираться до Аибги и впрямь нелегко, горная дорога под силу лишь выносливым "уазикам" да "Нивам". В последние годы, когда по реке Псоу прошла пограничная полоса, к ухабам и оползням прибавилась еще и необходимость оформления документов для въезда в приграничную зону — без пропусков и паспортов сюда не проехать. Пункты пропуска порой похожи на сакли горцев, сооруженные из камней. Служат здесь ребята практически со всей России, а в самой Аибге на территории бывшего приюта турбазы "Утро" расположилась погранзастава, которую уже почти год возглавляет Дмитрий Курников. В хозяйстве юного, но уже старшего лейтенанта около тридцати километров границы. Строится новое помещение погранзаставы, решаются бытовые вопросы, которых здесь немало. Тем не менее, граница охраняется тщательно, во всяком случае нашу колонну из трех машин проверяли трижды.

Но все задержки в дороге сторицей окупает несказанная и практически нетронутая рукой человека красота горных лесов, головокружительных ущелий и водопадов, встречающихся по пути в Аибгу. Нашими проводниками в поездке стали два знатока этих мест — бывший глава Нижнешиловского округа Юрий Шеболта и нынешний заместитель главы округа — Вячеслав Мановицкий, которые рассказали немало интересного об истории села, местных поверьях и легендах.

Эти места издавна привлекали людей. Вдоль ущелья, по которому упрямо пробивает себе путь Псоу, селились племена черкесов. От них в Аибге остались старые сады да легенда о спрятанном где-то рядом кладе. До сих пор нет-нет, да и появляются в округе сумрачные охотники за богатством древних горцев.

В конце XIX века на смену вольнолюбивым черкесам в эти края пришли переселенцы из России, Белоруссии, Украины. Но, видимо, здесь даже воздух пропитан какой-то особой жаждой свободы, потому как именно в этом горном селе зарождались самые первые на Черноморском побережье коммуны. В центре Аибги и сегодня сияет свежей алой краской гипсовое знамя на памятнике участникам вооруженной борьбы с царизмом в 1905 — 1907 годах! А среди главных причин своего выбора места жительства многие аибгинцы, не сговариваясь, называют чувство свободы, которое они испытывают здесь.

Может быть, именно оно привлекло сюда в конце прошлого века художника Бронеслава Ста-шевского, чьи картины, воспевающие маленькое горное село и его людей, можно увидеть и в Адлерском музее истории, и далеко за пределами Сочи. Считают особой эту точку на нашей планете и представители различных религиозных конфессий. Поразило аибгинское плато в окруженье гор своей возвышенной красотой и близостью к небу и аскетичных валаамских монахов, которые построили неподалеку от села свое подворье и сейчас по-соседски налаживают связи с местным населением. Порой ветер странствий заносит сюда людей, задавленных махиной мегаполиса и бегущих от суеты к душевному покою. Их тоже здесь понимают и принимают. Такая вот неспешная и ненавязчивая философия толерантности и вольнодумия.

В быту же все не так однозначно. В годы советской власти здесь, был крепко стоявший на ногах колхоз имени Жданова, вошедший позднее в состав совхоза "Россия". Старожилы припоминают, что в пяти отделениях села проживало тогда никак не меньше полутора тысяч человек. Выращивали фрукты, овощи, занимались животноводством. Были здесь свои магазины, школа, детский сад, клуб, а до побережья можно было доехать автобусом или долететь вертолетом за рубль двадцать.

На втором месте после отсутствия хорошей дороги и рейсового транспорта в селе проблема со светом. Электричество в дома подается с семи вечера до полуночи. Основные источники света — керосиновые лампы да свечи. Нет ретранслятора, нет возможности посмотреть телепрограммы. Отсутствие рабочих мест стало причиной исхода из Аибги работоспособного населения. На шестьдесят постоянно проживающих здесь человек тридцать четыре пенсионера и семеро детей. Живут здесь натуральным хозяйством, разводят коров и свиней, птицу и кроликов, собирают в старых садах фуши и яблоки. Чистейшую воду дают родники, а дрова для печи — окрестные леса. Сдавливающий дыхание местный крепкий напиток "грушевка" — не только согревает в зимние холода тело и веселит душу, но и является основной конвертируемой валютой. По вечерам, когда аибгинцы собираются у керосиновых ламп, по селу слышны народные песни, во многих домах на почетном месте лежат потрепанные песенники. Кстати, к книгам здесь вообще особое отношение. В Аибге, наверное, самое читающее население — в местной библиотеке записаны не только постоянные жители, но и их внуки, приезжающие погостить на лето. Бережно охраняемые фонды библиотеки квартируют в еще сохранившемся от социалистических времен дрмике бывшего детсада, здесь же расположился и школьный класс. В нем учатся... два пятиклассника и один четвероклассник, приходят сюда же и малыши, которым учиться рано, но хочется посмотреть мультфильмы по видео, ведь в школе свет есть все время — пограничники "кинули" линию от своего дизеля. А монахи валаамского подворья помогают приобретать современную учебную литературу.

Староста села Владимир Михайлович Василенко, которого тут просто зовут мэром Михалычем, рассказывает:

— Население у нас в основном пожилое, в Адлер выбраться им трудно. Я раз в неделю езжу в центр, привожу старикам заказы — кому конфет, кому керосина, кому буханку хлеба. Но трудней всего, если заболел кто. Своего фельдшера у нас нет. Связь — только по мббильному телефону. Вызываем вертолет МЧС или "Скорую помощь", но ей до нас добираться чгаса четыре.

Одна из наиболее острых проблем Аибги носит политический, прямо-таки международный характер. Дело в том, что три от деления села из пяти располагаются на левом (теперь абхазском) берегу Псоу, хотя относятся улицы и дома зарубежной части Аибги к Нижнешиловскому округу. Там же находятся две пасеки Краснополянского пчело-хозяйства и постоянно проживает человек двадцать. Узнав о приезде в Аибгу бригады администрации, они перебрались на мощном "Зиле" на правый, российский, берег Псоу.

— Проблем в последние годы у нас прибавилось, — говорит одна из левобережных жительниц Аибги Ольга Добшинская. — Уже лет двадцать совсем нет электричества. Магазин давно закрыт. А главное — нет моста, по которому мы могли бы сюда добираться. Вот и приходится по мелководью на грузовике ехать. А когда вода поднимется, будем вообще отрезаны. Живем как отшельники. Друзей и родных в гости пригласить сложно — надо родство доказывать, пропуска выписывать на российской стороне. А месяц назад и абхазские пограничники поставили свою заставу возле нашего села, тоже собираются пропуска вводить. Но мы покидать малую родину не собираемся и просим руководство города обратить внимание на нашу ситуацию.

О своих проблемах левобережцы рассказали приехавшим в село представителям районной и сельской администраций. Здесь же, прямо в саду у ФАПа, можно было получить консультацию по наболевшим вопросам. В медпункте приехавшие врачи осматривали пациентов и выписывали рецепты. Через стенку рассчитывали льготы и доплаты пенсионерам социальные работники.

Особый разговор был о враче для села. Предварительно договорились с пограничниками, что их врач-контрактник будет обслуживать и гражданское население. Ведь здесь, в горах, без взаимовыручки и поддержки соседей не обойтись. Об этом тоже говорили почти все местные жители.

— У нас на днях одна бабушка вечером потерялась, так мы с соседями все тропы ближайшего леса "прочесали", пока ее нашли. В городе такого внимания друг к другу нет, — поделилась бывший инженер-программист из Молдавии Ольга Кучеренко. — Здесь в людях нет злобы и равнодушия. Может, поэтому мы сюда и тянемся.

А то, что в последние годы в Аибгу снова потянулись люди, красноречивей всего подтверждает тот факт, что цены на дома в селе стали расти. Вот и школа открылась, магазин новый строится, малышей прибавилось. Самому младшему жителю Аибги Олежке Червоному сейчас год и месяц. Папа его служит на заставе, а у мамы, кроме двух малышей, немалое хозяйство. Но уезжать из родного края семья Червоных не собирается. Где еще найдешь такие горы, лес, вольный ветер и мир без зла и равнодушия?

15.10.2005

Источник: Кубанские новости (Краснодар)


НАРОДЫ РОССИИ  Цитирование и перепечатка приветствуются
 при гиперссылке на сайт "НАРОДЫ РОССИИ" (www.narodru.ru).
Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Яндекс цитирования