Русские британцы или Мифический Лондонград

Велкам ту Раша или Какая Россия нам нужна?

"Недоучрежденное" государство РФ

Кем заселить Россию?

партнеры   сотрудничество   контакты   поиск  
НАРОДЫ РОССИИ

   Новости    СМИ    Публикации    Анонсы    Документы    Персоналии    Символика    Народы    Форум

 ПОИСК ПО САЙТУ
 РАССЫЛКА
 СООБЩЕСТВО

 МОНИТОРИНГ СМИ

10 февраля 2006

Ирина Хомич

На старых корнях

Глобализация наступает, как прилив, один за другим поглощая острова самобытных этнических культур. Зажмуриться и делать вид, что ничего не происходит, нельзя. Замуровать "малые культуры" в резервациях, как муху в янтаре, – значит, убить их, превратить в лишенный внутреннего смысла набор костюмов и обрядов. А вот попытаться встроить вековую народную культуру в современный мир, влить старое вино в новые сосуды – это, похоже, именно то, что надо. В этом и состоит главная задача этнофутуризма – сравнительно недавно возникшего направления в современном искусстве.

В 1998 году в Ижевске прошла международная конференция по этнофутуризму, давшая импульс образованию новой неформальной творческой группы "Одомаа" ("Родная земля"). Группа объединила художников, работающих в разных жанрах и видах искусства, но живо интересующихся народными истоками и ищущих им место в современности.

За сравнительно небольшой срок "Одомаа" успела провести множество интересных выставок и привлечь к ним практически всю прогрессивную художественную общественность Ижевска. Так, в выставке "Мушому" ("Земля пчел") в 2000 году участвовало более 70 авторов и творческих групп, в том числе и из других регионов и даже из финно-угорского зарубежья. Творческие акции этнофутуристов в разных районах Удмуртии имели совершенно конкретные последствия: в самых, казалось бы, медвежьих углах образовывались очажки культуры, свои творческие группы, люди вновь обретали вкус и интерес к национальному искусству.

Со временем в "Одомаа" выкристаллизовалось основное творческое ядро, люди, наиболее последовательно воплощающие идеи этнофутуризма: Сергей Орлов, Вячеслав Михайлов, Зоя Лебедева, Юрий Лобанов (Кучыран Юри)... Поэтому число участников очередной выставки "Артысь артэ", открывшейся в Музее изобразительных искусств 27 января, было сравнительно невелико. Но... "лучше меньше, да лучше".

"Артысь артэ" – игра слов, означающая одновременно "плечом к плечу" и "искусством к искусству". Кстати, до последнего момента в музее не были уверены, что открытие состоится: были проблемы с финансами, организационные неувязки, да и холод в зале стоял почти как на улице. Спасибо удмуртскому филиалу партии "Единая Россия" – помогли материально; спасибо организаторскому таланту и энергии Юрия Лобанова, чьи шаманские камлания, не иначе, ослабили в этот день стужу.

Церемония открытия не грешила излишней официальностью – наверное, потому, что официальных лиц, даже представителей Министерства культуры, не было. Пренебрегли. Выступили президент ассоциации "Удмурт кенеш" Валентин Тубылов, заместитель министра по делам национальностей Наталья Смирнова и председатель Союза художников УР Константин Резницкий. Под сенью "священного дерева", увешанного куклами-оберегами Зои Лебедевой, Кучыран Юри совершил ритуальные священнодействия, и на том "официальная" часть завершилась.

Культурная программа состояла из выступления Надежды Уткиной в стиле фолк-джаз, ансамбля из Завьяловского района с хореографической композицией "Эхо Земли" и едва не застрявшего в сугробах по пути в Ижевск ансамбля Вавожского района, показавшего обряд проводов в армию из удмуртской деревни. Анатолий Степанов представил перфоманс-импровизацию с использованием национальных удмуртских инструментов. Общение быстро становилось все более неформальным: то тут, то там в зале спонтанно возникали хороводы, музицирование, пение и дружеские беседы. Часть публики отправилась в соседний зал на демонстрацию видеоперфоманса Юри Кучырана.

Участников выставки, предающихся веселью, не сразу удалось направить в серьезное русло беседы за "круглым столом" о проблемах и перспективах этнофутуризма. Сергей Орлов, одно время пробовавший искать признания в Москве, делился впечатлениями: "Там свои правила игры. Наши идеи им неинтересны. А мне неинтересны актуальное и коммерческое искусство. Агрессию и эпатаж я уже давно перерос, а в этнофутуризме агрессии нет, зато есть гармония между чувствами и разумом. Вот я и решил: чего мне за тридевять земель киселя хлебать? Наоборот, надо собирать силы здесь".

Гость из Набережных Челнов Хамза Шарипов высказал свои соображения: "Индивидуализм выхолащивает современное искусство, а этнофутуризм соединяет новое с народной традицией, и засохшие корни начинают оживать. Это поиск утраченных сокровищ, скрытых в душе, в генетической памяти человека. И нужно осмысление этого процесса искусствоведами".

Все согласились, что этнофутуризм надо пропагандировать: издавать каталоги, привлекать студентов, размещать работы в Интернете – и не бояться при этом "пиратства". (Хамза Шарипов: "Если мои работы крадут через Интернет – значит, признают и распространяют мои идеи!") Нужно отбирать на выставки самые лучшие работы, чтобы повышать их престижность, но как при этом не потерять первозданную искренность, избежать многих соблазнов? Уже много творческих групп распалось, когда в творчество вмешивались деньги и слава. К тому же балансировать на грани между престижностью и демократичностью будет очень трудно.

Но, как бы там ни было, сейчас мы присутствуем при начале большого проекта. Выставка – это только первый этап Международного этнофутуристического научно-практического симпозиума "Сэр но тур". Она продлится в Ижевске до конца февраля, после чего отправится в Саранск, вберет в себя работы тамошних художников и вернется сюда ко второму этапу симпозиума, назначенному на август. Как пообещал Сергей Орлов, результаты будут показаны в Казани и Прибалтике. Художники из Екатеринбурга и Сибири, заинтересовавшиеся идеями этнофутуризма, тоже готовы присоединиться – в общем, движение это "будет обрастать, как снежный ком". Скорее всего, так оно и будет: миры пращуров, их культура – это прииск, который в художественном отношении еще копать и копать.

02.02.2006

Источник: Инфо – Панорама (Ижевск)


НАРОДЫ РОССИИ  Цитирование и перепечатка приветствуются
 при гиперссылке на сайт "НАРОДЫ РОССИИ" (www.narodru.ru).
Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Яндекс цитирования