Русские британцы или Мифический Лондонград

Велкам ту Раша или Какая Россия нам нужна?

"Недоучрежденное" государство РФ

Кем заселить Россию?

партнеры   сотрудничество   контакты   поиск  
НАРОДЫ РОССИИ

   Новости    СМИ    Публикации    Анонсы    Документы    Персоналии    Символика    Народы    Форум

 ПОИСК ПО САЙТУ
 РАССЫЛКА
 СООБЩЕСТВО

 МОНИТОРИНГ СМИ

18 января 2007

Альфия Кульмухаметова

На земле Кахым-туря

Кладезем песен и легенд стала старинная башкирская деревня

Летом прошлого года в деревне Аюсы Стерлитамакского района открылся памятник человеку, родившемуся здесь более двухсот лет назад, – легендарному герою Отечественной войны 1812 года Кахыму Мурдашеву. Деревня Аюсы славится тем, что она является родиной Кахым-туря, как в народе называют Кахыма Мурдашева. "Туря" в переводе с башкирского означает "господин", "начальник". Кахым-туря возглавлял один из башкирских полков, участвовавших в Отечественной войне против наполеоновских войск и Заграничном походе русской армии.

Из глубины веков

Место на маленьком пятачке между промышленными гигантами – Стерлитамаком и Салаватом – с исторической точки зрения весьма уникальное, способное стать источником для написания не одной диссертации.

Башкирские деревни Аюсы, Мурдаш и Максют находятся по соседству. Несколько веков назад они были основаны башкирами племени юрматы. Как гласят летописи, жители этих деревень – юрматынцы – являются потомками старосты Азная, того самого, что участвовал в переговорах с царскими властями по поводу условий вхождения племени юрматы в состав Русского государства. "Наши башкиры ходили повсюду сплошь, – гласит "История аула Мурдаш". – Земли в пределах юрматы были обширными. Раздела земли не было. Кочевать на летовье, разводить кобылиц, пить кумыс, жить в достатке, мало хлеба сеять да много собирать – все было в изобилии".

Сохранилась легенда об основании деревни Аюсы. Она повествует, что раньше жители будущей деревни жили в лесу, промышляли охотой. Жил среди них один старик-охотник, который ходил на медведя. Как-то гадалка нагадала ему, что смерть свою старый охотник от медведя примет.Старик испугался и от греха подальше решил уйти в другие места, где лесов вовсе нет. На берегу реки Ашкадар нашел он подходящее место и тут основал деревню. Вскоре сюда переселились и другие родичи. Старик благополучно прожил остаток жизни и умер своей смертью. И что же? Однажды односельчане увидели, что могилу старика разворошил медведь. Потрясенные люди назвали деревню Аюсы, что в переводе означает "охотник на медведя".

Земля, рождающая батыров

Мы въезжаем в деревню Аюсы, и в свете заходящего зимнего солнца видим сказочную картину: замерший в полете беркут изгибает шею, и в небо возносится шпиль тонкого копья...

"Правда, красивый у нас памятник? " – не скрывая гордости, говорит глава администрации СП Аючевский сельсовет Сумбуль Галимова.

Увековечить память знаменитого земляка вызвались сами сельчане, а Правительство республики своим решением закрепило эту инициативу. Хотя, строго говоря, памятник этот посвящен не одному человеку. Дело в том, что в начале Отечественной войны 1812 года в Стерлитамакском уезде было сформировано ни много ни мало три полка: 2-й, 3-й и 12-й. Всего же башкиры собрали двадцать восемь полков, в каждом из которых насчитывалось более пятисот человек.

О том, насколько активно участвовали башкирские полки в кампании против Наполеона, рассказано немало. Башкирские конники проявляли чудеса храбрости и военной сметки. Но и на этом фоне персона Кахым-туря выделяется особым героическим ореолом. Как было заведено в то время, восхищенные соплеменники сложили о нем песни. Они свидетельствуют о том, что он был умным, талантливым и бесстрашным командиром.

Он был уральским беркутом рожден,

Как беркут, был он смел, горяч,

как пламя,

Когда он в бой летел на скакуне,

Из-под копыт летели в небо камни...

– Исторические сведения о том, как воевал Кахым-туря, пока не найдены, – говорит Гузалия Иралина, до недавнего времени учитель истории местной школы, а теперь работник сельской администрации. – Ничего не известно и о том, был ли он награжден какими-либо боевыми наградами. Судя по песням, Кахым вполне мог быть полковником: "Латунная сабля с серебряной рукояткой на поясе полковника Кахыма".

Местные краеведы достоверно выяснили, что Кахым-туря – уроженец села Аюсы Стерлитамакского уезда Оренбургской губернии. По материалам переписи 1811 года Касиму Мурдашеву было 33 года, следовательно, он родился в 1778 году. В следующей переписи, 1816 года, указывается, что умер он в 1813 году. Таким образом, Кахым-туря прожил всего 35 лет, но что это была за жизнь!

Кахым-туря не вернулся с поля брани. Очевидно, он погиб во время заграничного похода русской армии, а о его гибели сообщили вернувшиеся из похода односельчане. Судя по песенным преданиям, смерть от руки завистника и предателя, использовавшего яд, настигла героя под Владимиром, и весь полк – пятьсот человек – тяжело оплакивал своего командира. Ведь для них Кахым-туря был почти знаменем. "Старики деревни рассказывали своим детям, что на соседней возвышенности, расположенной между тремя деревнями – Аюсы, Максют и Мурдаш и называемой "сырт", Кахым-туря обучал своих солдат военному искусству", – рассказывает Гузалия Халлеевна.

Существует легенда, что земляки-однополчане после смерти своего военачальника уберегли его верного коня и привели домой, в Аюсы.После смерти этот конь был с почестями похоронен на этой возвышенности.

Шежере героя

Отец Кахыма Мурдаш Туйсин в 1814 году объединил десять семей и заложил новую деревню, которая в честь своего основателя получила называние Мурдашево, она расположена по соседству от Аюсы.

У самого Кахыма остался шестилетний сын Хабибулла. О жене героя ничего не известно, так что следует предположить, что после смерти мужа вдову, по башкирскому обычаю, вновь отдали замуж, чтобы женщина не маялась одна с сиротой-сыном. Что касается сына Кахым-туря, то в ревизских сказках есть сведения, что в 1834 году в деревне проживал 24-летний Хабибулла Касымов. Напомним, что у башкир фамилия образовывалась по такому принципу: каково имя отца, такова фамилия сына: у Кахыма отец был Мурдаш, Кахым и стал Мурдашевым, а его сын – уже Кахымовым. Этот сын жил со своей второй женой Гаухар Абдрашитовой и сыном от первой жены, десятилетним Юндузаком. Следует обратить внимание, что браки в то время заключались рано, и стать отцом или матерью в 13 – 14 лет было вполне реально. Происходило это не от праздности, а опять же из-за сложившихся жизненных обстоятельств: оставшись сиротой, сын Кахыма вынужден был рано жениться, семья давала точку опоры в жизни. Сведения о сорокалетнем Хабибулле зафиксированы в 1850 году, значит, он, вполне вероятно, прожил полноценную жизнь, продолжив свой род. У его сына Юндузака родились двое сыновей – Валиулла и Галиулла, последний, в свою очередь, имел троих сыновей: Габидуллу, Гайнуллу и Хуснуллу. Сегодня в деревне живут дети Хуснуллы, они и являются продолжателями рода Кахыма Мурдашева.

Потомки легендарного героя до сих пор живы. От этой новости мы, конечно, разволновались, а Гузалия Халлеевна нас успокаивает: "Сейчас вы с одним познакомитесь. Он ждет в сельсовете".

Айрат Касимов является прямым потомком Кахыма Мурдашева. Ему 34 года, он работает электрослесарем, у него растут двое сыновей: шестилетний Арслан и двухлетний Айдар. Айрат пришел на встречу сразу после работы, даже не поужинав, но, несмотря на усталость, рассказал о старых преданиях, которые живут в семье и передаются из поколения в поколение. Скромный и немногословный Айрат явно смущается от внимания прессы. В том, что он потомок батыра, мы убедились, когда Айрат, собираясь уходить, встал. Сразу стало видно, какой он высокий и статный – под метр девяносто и разворот плеч широкий.

"Имя мое напишите"...

Несмотря на то что Кахым-туря – личность историческая, память о нем сохранилась в основном в виде песен и преданий. Мы направляемся в Аюсовскую школу, где нас давно ждут активисты краеведческого музея. Здесь мы слышим рассказ о том, какой след оставил батыр в устном народном творчестве. Наиболее известна песня "Кахым-туря", отличающаяся особой проникновенностью и исполняющаяся протяжно.

Кахым-туря в седле, под ним скакун,

В средине лба того скакуна звезда урай;

Кахым-туря наш отец,

он с народом говорит,

Эх, да и держит он в руке своей курай...

Говорится в песне и о том, как складывались военные будни полковника:

Кахым-туря – герой, в седле сидит

и у взятых в плен допрос ведет.

Француз-майор пред ним стоит и дрожь его со страхом бьет.А вот что рассказывает старинное предание. После одного из славных сражений призвал башкирского полковника к себе фельдмаршал Кутузов, похвалил за удаль в бою и сказал: "Любезные вы мои башкирцы, молодцы! " Командир поведал о том своим конникам, и башкирские воины, воодушевленные похвалой полководца, сложили песню, припевом которой стали слова: "Любезники, любизар, маладис! "

Также существует предание, что перед смертью Кахым призвал мать и в песне рассказал про свою жизнь. И мать будто бы поминала его этой песней: Если сегодня ночью я умру,

Выройте глубокую могилу,

Поставьте на ней камень

И имя мое напишите на нем...

Жизнь, ставшая подвигом, воплощена в мифах и легендах, дошедших до наших дней. В ХХ веке композитор Загир Исмагилов написал оперу "Кахым-туря", которая отличается синтезом современных музыкальных средств и народного песенного творчества. Наши современники тоже не забывают славного имени народного героя. Завуч сельской школы по учебно-воспитательной работе Альмира Ишимбаева рассказывает, что аюсевские ребята стали больше интересоваться историей, увлеклись созданием шежере своих семей. Они убеждаются в том, что непосредственными создателями и участниками истории были их собственные предки, и весьма вдохновлены этим фактом. Год от года память о славном Кахым-туря и его товарищах становится все более ощутимой. Наверное, потому, что каждому поколению нужны настоящие герои, лишенные идеологического флера, прославившиеся тем, что отважно сражались и снискали этим неувядаемую славу.

17.01.2007

Источник: Республика Башкортостан (Уфа)


НАРОДЫ РОССИИ  Цитирование и перепечатка приветствуются
 при гиперссылке на сайт "НАРОДЫ РОССИИ" (www.narodru.ru).
Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Яндекс цитирования
Источник: http://www.real-today.ru/.